Петр Порошенко обещает создать демилитаризованную зону вдоль линии разграничения в Донбассе. Фото с официального сайта президента Украины
В ближайшие дни начнется отвод тяжелых вооружений от линии разграничения в Донбассе, после чего на этой линии начнется создание 30-километровой буферной зоны, заявил президент Украины. Он сослался на результаты очередного заседания в Минске контактной группы по урегулированию, участие в котором принял действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Сербии Ивица Дачич.
Петр Порошенко обнародовал сенсационную новость в среду во время визита в подконтрольную Украине зону Донбасса: «Я поручил членам трехсторонней контактной группы от Украины немедленно подписать с ОБСЕ, с российской стороной… соглашение, которое бы гарантировало создание 30-километровой буферной зоны вдоль линии столкновения».
Также будет произведен «отвод артиллерии, которая осталась, отвод танков, минометов». Это, по словам Порошенко, позволит исключить постоянные обстрелы в Донбассе.
В последние недели, по данным украинской стороны, интенсивность перестрелок постоянно нарастала. В сутки фиксируется до 90 перестрелок с применением в том числе тяжелого оружия. Под огнем в июле снова оказались жилые кварталы. Пострадали некоторые районы Донецка, в последние дни опасно стало в Авдеевке, Горловке, Первомайске, Дзержинске. Данные о жертвах среди местного населения требуют уточнения.
Вчера донецкие информресурсы сообщили о том, что жители Донецка устроили митинг у здания гостиницы Park Inn, в которой расположились наблюдатели ОБСЕ. Несколько сотен людей держали в руках плакаты «Хватит молчать!», «Откройте глаза!». Судя по тому, что в акции принял участие назначенный властью ДНР мэр Донецка Игорь Мартынов, украинские СМИ сделали вывод, что жители города требовали от ОБСЕ неких заявлений по поводу действий украинских силовиков.
Миссия ОБСЕ в последнее время зафиксировала увеличение количества обстрелов. Но выводы некоторых наблюдателей о том, что разрушительные удары по Донецку 18 июля были нанесены украинскими военными, привели к скандалу. Украинская сторона заявила, что украинские танки, из которых якобы стреляли по Донецку, не могли вести стрельбу на таком расстоянии. Они находятся в 11 км от города, в поселке Пески, и в 17 км – в поселке Первомайском. Источники «НГ» утверждают, что после обнародования отчета миссии украинское командование ужесточило требования к участникам антитеррористической операции. Некоторые из них восприняли это как необоснованное давление и явную несправедливость. «Ситуация нормальная, контролируемая. Но если власть в угоду каким-то тайным договоренностям продолжит давление, если будут приказы не стрелять в ответ на обстрелы с противоположной стороны, может быть всякое», – обтекаемо пояснил ситуацию источник «НГ».
Он считает, что вероятный (в свете заявления Порошенко о буферной зоне) приказ об отводе тяжелых вооружений и оставлении украинскими силами занятых позиций может быть неправильно истолкован в армии: «Противник наращивает силы – это признают даже в ОБСЕ, перестраивает позиции, готовясь к атаке. А мы должны будем просто так собраться и уйти? Облегчить им задачу?»
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко сказал «НГ», что изложенная выше позиция присуща украинским радикалам, которые год назад ушли добровольцами на фронт в Донбасс. Считаясь с их мнением, украинская сторона ранее не выполняла некоторые пункты Минских соглашений, отметил политолог: «Об отводе тяжелых вооружений и создании буферной зоны договорились не сейчас, а в сентябре прошлого года, когда были подписаны первые Минские соглашения. Но команда Порошенко не выполнила эти пункты, поскольку понимала, что они неприемлемы для радикалов. Сейчас, когда у Порошенко конфликт с «Правым сектором» (организация запрещена в РФ), на их мнение вряд ли будут оглядываться: пора что-то делать, чтобы прекратить войну».
Некоторые эксперты в Киеве, говоря о заявлении Порошенко, отмечают, что односторонний приказ отвести вооружения и отойти с позиций может привести к конфликтам не только с радикалами. Ведь слова главы государства о скором прекращении обстрелов в Донбассе диссонируют с заявлением штаба антитеррористической операции. Его обнародовал спикер президентской администрации полковник Андрей Лысенко: «Тенденция последних дней сохраняется – усиление концентрации живой силы и тяжелой военной техники противника на ключевых участках фронта. Речь идет прежде всего об Углегорске, северной части Горловки и западных районах Донецка». Не согласуется заявление Порошенко и со словами секретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины Александра Турчинова о том, что силы ЛНР и ДНР вопреки их заявлениям не отводят тяжелые вооружения: «Днем они демонстрируют отвод, а следующей ночью возвращают технику и вооружения на свои боевые позиции».
В Киеве отмечают, что на прошлой неделе глава ДНР Александр Захарченко высказал свое мнение о содержании Минских соглашений, и это мнение настолько расходится с позицией украинской стороны, что о скором примирении вряд ли можно говорить. «Мы настаиваем на том, что Минск (Минские соглашения. – «НГ») – это единственное решение конфликта мирным путем. Это та возможность, когда мы можем забрать свои временно оккупированные противником земли без большого кровопролития». Захарченко обратился к президентам РФ и США с просьбой «объяснить это Петру Порошенко – что мы сейчас готовы рассматривать все мероприятия, которые позволят нам установить прочный мир на территории всей Донецкой народной республики – в бывших границах Донецкой области».
То есть, чтобы ДНР и ЛНР начали отвод вооружений, от Киева требуется признать свои войска оккупационными на всей территории Донецкой и Луганской областей. Это исключено, утверждают все украинские эксперты.
Политический аналитик Тарас Чорновил, осведомленный о ходе переговорного процесса, сказал «НГ», что заявление Порошенко – «не капитуляция, а приглашение к разговору». Он пояснил, что украинская сторона не будет в одностороннем порядке оставлять свои позиции, за счет территории которых могла бы быть создана 30-километровая буферная зона. «Речь идет о другом. На заседании в Минске мы при поддержке ОБСЕ заставили третью сторону подписать документы, обязующие всех, я подчеркиваю – всех, отвести тяжелые вооружения определенного калибра. То есть ЛНР и ДНР должны наконец пустить на свою территорию без каких-либо ограничений наблюдателей, которые засвидетельствуют факт отвода и будут контролировать, чтобы на следующий день те же орудия не возвращались на прежние позиции, как уже было ранее. Мы, в свою очередь, сделаем то же. Они отойдут от линии разграничения – и мы отойдем. Посередине должны встать наблюдатели ОБСЕ либо миротворцы. Так создается буферная зона», – сказал он.
Эксперт согласился, что сейчас ничего еще не свидетельствует о готовности сторон к таким действиям: «Да, пока это заявление может свидетельствовать только о дипломатическом, а не военно-политическом решении. Пока это теория, а не практика».
Действующий председатель ОБСЕ Ивица Дачич сказал журналистам, что рывок в разрешении конфликта может быть сделан осенью. Он не вдавался в детали такого прогноза. Собеседники «НГ» в Киеве не смогли назвать причины, позволяющие анонсировать осеннее улучшение ситуации. Они сошлись во мнении, что Украина не согласится интегрировать ЛНР и ДНР на их условиях. «Это на самом деле российские условия: повесить на шею Украине два непонятных образования, которые каждую неделю меняют политическую позицию, требуют независимости и денег, а также стремятся прямо влиять на внутреннюю и внешнюю политику Украины. Для Киева такие условия неприемлемы, даже не рассматриваются», – подчеркнул Тарас Чорновил. По мнению экспертов, самопровозглашенные республики тоже не откажутся от своих представлений о рамках их особого статуса в составе Украины.
Сохраняется тупиковая ситуация, отметил один из военных экспертов. По его мнению, украинская сторона может разве что выиграть время для подготовки к тому, чтобы дать отпор осеннему наступлению, которое в Киеве не исключают.
На этой неделе Петр Порошенко провел переговоры с командующим силами НАТО в Европе генералом Филипом Бридлавом. Украинский президент заявил, что его страна заинтересована в расширении программы совместных военных учений с подразделениями НАТО. Стороны обсудили также вопросы военно-технического сотрудничества. В то же время вернувшийся из США экс-глава СБУ Валентин Наливайченко, считающийся одним из американских фаворитов в Киеве, заявил, что Вашингтон поддержит Украину в случае ухудшения ситуации на востоке. «Я имел возможность убедиться, что в случае эскалации агрессии со стороны России реакция США будет решительной», – сказал он.
Руководитель аналитического центра «Пента» Владимир Фесенко считает, что наблюдающаяся в последнее время активизация военных действий в Донбассе еще не свидетельствует о новом этапе противостояния. «Есть очень простой критерий: если число обстрелов за день более 100 – значит, речь действительно идет о серьезном обострении, которое может быть чревато новой эскалацией конфликта. Это уровень активных боевых действий», – сказал он, отметив, что сейчас число обстрелов в сутки меньше этого показателя. «Поэтому я бы не драматизировал ситуацию. Можно считать обострение ответом на конституционный законопроект, не устраивающий сепаратистов, но, думаю, есть и еще одна причина. И сепаратисты, и Россия традиционно используют фактор военного давления перед очередным раундом переговоров в минском или нормандском форматах. Речь идет о военном шантаже в первую очередь европейцев, но также и Украины. Полагаю, есть вероятность, что информация о возможном наступлении была намеренной утечкой, призванной оказать на нас психологическое давление и принудить к усиленному поиску компромисса в Минске – на российских условиях, естественно», – сказал эксперт, отметив, что ситуация только подталкивает украинскую власть одновременно с поиском дипломатических решений укреплять обороноспособность.
Киев