Сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик считает, что главное на переговорах по Карабаху – доверие сторон. Фото с сайта www.state.gov
Сегодня миссия ОБСЕ проведет плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) и Азербайджана. Власти НКР выразили готовность обеспечить безопасность членов миссии ОБСЕ. Накануне армянская сторона выступила с заявлением, в котором призвала посредников обратить внимание на непрекращающиеся нарушения перемирия азербайджанской стороной. По словам американского сопредседателя Минской группы (МГ) ОБСЕ Джеймса Уорлика, крепкий мир возможен лишь при восстановлении доверия между народами.
Американский дипломат заявил об этом в Ереване в ходе пресс-конференции, на которой по странному принципу присутствовали только представители телекомпаний. Джеймс Уорлик дежурно сообщил, что сопредседатели МГ ОБСЕ озабочены отсутствием прогресса в процессе урегулирования и атмосферой недоверия между двумя сторонами нагорнокарабахского конфликта. Он закономерно считает, что недоверие препятствует процессу урегулирования, но при этом справедливо полагает, что «доверие (между народами. – «НГ») нельзя восстановить за ночь, это длительный процесс». «В недавнем прошлом армяне и азербайджанцы жили бок о бок, создавали семьи, вместе работали. Но это в прошлом. Подрастает поколение азербайджанцев и армян, не имевших повода общаться друг с другом. Мы должны предпринять действия для формирования атмосферы доверия. И если мы стремимся к длительному урегулированию, это не может быть лишь на бумаге. Оно должно быть основано на взаимном доверии двух народов», – заявил Джеймс Уорлик.
Против этого – восстановления доверия – вряд ли будет кто-то выступать. Так или иначе, и в Азербайджане, и в Армении, и в Нагорном Карабахе понимают, что с соседством ничего не поделать. Это не квартиры в многоэтажке, где путем размена можно съехать подальше от неприятного соседа. Годами жили рядом друг с другом, и это предстоит в будущем. Поэтому в любом случае жителям региона когда-нибудь придется искать общий язык. В этом плане неплохие перспективы складывались в начале нулевых годов, когда на уровне неправительственных, общественных организаций проводилась довольно интенсивная совместная работа – конференции, семинары, круглые столы etc. Сегодня это, к сожалению, редкость. Так что Джеймс Уорлик, несомненно, прав, рассуждая о восстановлении народного доверия.
Другой его миротворческий постулат, без чего карабахское урегулирование невозможно, не менее сложен для исполнения. «Одним из пунктов всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта должно быть размещение международных миротворцев», – заявил американский дипломат. По его словам, посредством переговоров необходимо достичь соглашения по ряду элементов, в том числе свободного волеизъявления населения Нагорного Карабаха, возвращения прилегающих к Карабаху территорий, возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц в места проживания, также следует создать гарантии безопасности, что предполагает размещение в зоне конфликта международных миротворческих сил. Как заявил американский сопредседатель, стороны пока не дошли до этого этапа, где будут обсуждаться детали. «Для окончательного урегулирования это необходимые пункты, и их решение должно удовлетворить все народы региона», – заявил Уорлик.
Понятно, что он не предлагает ввести международный легион в зону конфликта завтра-послезавтра. Вначале предстоит сделать то, что не удается сдвинуть с места многие годы, то есть вернуть беженцев, причем не только азербайджанских в карабахские районы, но и армянских – в Баку и другие города Азербайджана, откуда они вынуждены были бежать в 1980–1990-х годах. И речь не о паре десятков, а о разъехавшихся по миру многих тысячах людей, которые, возможно, откажутся от возвращения, но не от положенной компенсации. Еще сложнее с прилегающими к Карабаху территориями – из семи районов, которые армянская сторона называет «поясом безопасности», два являются важнейшими со стратегических позиций: Лачинский связывает Нагорный Карабах с Арменией, а Карвачарский (Кельбаджарский) – водный донор всего региона. И если б даже не это, то, как спрашивает армянская сторона, что предлагается взамен возвращения азербайджанских беженцев и территорий?
Баку предлагает: отложенный референдум по определению статуса Нагорного Карабаха плюс деблокация Армении и вовлечение ее в региональные проекты, в которых она сегодня не участвует по настоянию Азербайджана ввиду нерешенности карабахской проблемы. Ереван это не устраивает.
Референдум по статусу Нагорного Карабаха проводился – армянская (большая) часть населения голосовала за независимость, а азербайджанская в голосовании не участвовала по своим соображениям, на что имела полное право. Повторный (уже без азербайджанского населения, покинувшего после войны непризнанную республику) лишь подтвердил сделанный выбор. К тому же по нынешней Конституции Азербайджана выход из состава государства того или иного региона возможен при согласии большинства населения всей страны, что делает итоги референдума предопределенными.
Что касается деблокации и вовлечения в инфраструктурные проекты, то такого рода вопросы решаются в течение нескольких дней как в одну сторону, так и в другую. Поэтому, указывая на неравнозначность предложений, армянская сторона готова положительно решить вопросы и с районами «пояса безопасности», и с беженцами в обмен на признание независимости Нагорного Карабаха. А это неприемлемо для Азербайджана.
Насколько изменились позиции сторон, выяснится на переговорах президентов Азербайджана и Армении. Встречу Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, как сказал Джеймс Уорлик, МГ ОБСЕ надеется организовать до конца нынешнего года.