Фото Reuters
Сегодня в Минске заканчивает работу миссия Международного валютного фонда (МВФ), от которой зависит – получит Белоруссия очередной кредит или нет. Сегодня эксперты фонда должны сделать по этому поводу публичное заявление. Однако местные наблюдатели высказывают сомнения относительно положительного решения вопроса.
Эксперты миссии находились в стране с 8 июня. «Целью миссии является обсуждение мер экономической политики и планов властей по проведению реформ, включая оценку того, стали ли они достаточно решительными, чтобы быть поддержанными в рамках соглашения с МВФ», – сообщало представительство фонда о целях визита. Как заявил накануне министр финансов Белоруссии Владимир Амарин, речь может идти о привлечении кредита, равнозначного тому, который Минск получил от МВФ в рамках предыдущей программы, а это 3,5 млрд долл. Эксперты МВФ планируют сегодня поделиться своими наблюдениями, однако для принятия решения относительно возможности новой программы сотрудничества понадобится дополнительное время.
Как писала «НГ», власти Белоруссии ранее анонсировали, что они разработали при участии специалистов Всемирного банка «дорожную карту» структурных реформ. Судя по отрывочным заявлениям чиновников в СМИ, в очередной программе власти намерены пообещать МВФ сокращение государственного директивного финансирования, уход от перекрестного субсидирования, сокращение доли государственного сектора путем приватизации, а также меры социальной поддержки под реализацию реформ, которые неминуемо приведут к снижению уровня жизни населения.
Однако это все общие очертания благих намерений. Ранее представители МВФ сокрушались, что Белоруссия смогла «заболтать» выполнение предыдущей программы, в результате ее цели оказались недостигнутыми, поэтому новый кредит может быть выдан только в случае личных гарантий со стороны президента Александра Лукашенко. Ранее «НГ» сообщала, что он запретил правительству выполнять обещанное МВФ. Все это породило в местной экспертной среде дискуссию о том, могут ли быть даны такие гарантии, или власти, остро нуждающиеся в деньгах, снова попробуют обмануть международную организацию.
Уже в ходе работы миссии в СМИ просочилась информация, что с переговорами не все гладко. По сведениям местного информагентства БелаПАН, представителей МВФ настораживает, что суть программы реформ сводится к формированию нормативной базы, а сами реформы находятся за пределами 2016 года и растянуты на три–пять лет. Например, уход от перекрестного субсидирования в отрасли ЖКХ и соответственно повышение для населения стоимости этих услуг по планам белорусского правительства должно растянуться до 2020 года. В то же время МВФ хочет видеть признаки готовности к глубоким реформам уже сейчас, а на их проведение, по мнению экспертов организации, следовало бы отвести не более полутора лет. «Смелые шаги» власти, по мнению МВФ, должны сделать еще до того, как начнется программа сотрудничества с фондом. То есть предлагается несколько иной, чем хотелось бы белорусским властям, порядок действий: не сначала деньги, а потом реформы, а сначала реформы, а затем – деньги.
Не устраивает потенциального кредитора и неконкретность целей реформ. Принципиальная позиция официального Минска состоит в том, что в стране построена некая уникальная белорусская экономическая модель. Даже мысль о том, что действующая власть согласится трансформировать ее до уровня обыкновенной рыночной экономики означает, что ранее было выбрано неверное направление развития. Поэтому, говоря о необходимости изменений, представители власти стыдливо признаются, что белорусская модель просто нуждается в усовершенствовании. В связи с этим им, вероятно, сложно будет записать в программе реформирования такую цель, как построение рыночной экономики.
Такие требования несут в себе потенциал серьезных разногласий, поэтому эксперты весьма скептически оценивают возможность получения Белоруссией очередного кредита. «Существует плохой пример прошлой программы с фондом, когда Беларусь брала обязательства по структурным реформам, но так их и не провела. Поэтому МВФ теперь будет весьма придирчив к содержанию новой кредитной программы», – полагает научный директор Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая.
В связи с этим местные аналитики напоминают, что у Белоруссии есть еще один кредитор, который будет не столь принципиален и уж во всяком случае не станет требовать публичного отречения от белорусской экономической модели. Как сообщалось на прошлой неделе, у Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Минск просит в долг 3 млрд долл. Пока, правда, там тоже не дают положительного ответа. В начале месяца ЕФСР тоже решил, что программу Белоруссии под это финансирование необходимо доработать.
Местным экспертам возможность получения кредита ЕФСР (а это значит России, поскольку основная часть средств там ее) кажется более вероятной. Причина – в приоритете политики над экономикой. «Окончательное решение по кредитной программе с Беларусью Евразийский фонд будет принимать исходя из политической целесообразности. Если политическое решение о выделении кредита Россия примет, Беларусь деньги получит», – считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Дмитрий Крук.
Правда, в среде политических обозревателей можно услышать мнение, что в нынешней ситуации значение для МВФ также возымеет политика. Ведь геополитический выбор Белоруссии всегда зависит от того, кто может помочь деньгами. Возможно, Запад в лице МВФ не пожелает оставлять Белоруссию наедине с Россией. Вероятность того, что страна обойдется без внешнего финансирования, даже не рассматривается.
Минск