Фото Reuters
Столкновения бойцов «Правого сектора» (в РФ организация запрещена) с милицией в городе Мукачево Закарпатской области Украины могут повлиять на отношения с Европейским союзом. Приграничные с Украиной страны приняли меры по укреплению своих рубежей. Не исключено, что безвизовый режим, о котором настойчиво говорят в Киеве, может стать делом отдаленного будущего.
Безусловно, конфликт в Мукачеве высветил внутренние проблемы украинского государства, которые на протяжении длительного времени пытается решить Петр Порошенко. Речь идет о разоружении незаконных вооруженных формирований, которые созданы в Украине.
Первоначально события в Мукачеве рассматривались в качестве криминальных разборок из-за контроля над доходами от поставок контрабанды. Подобная трактовка имеет основания, поскольку уже длительное время контрабанда кормит Западную Украину: как участвующих в этом представителей региональной элиты, так и население западноукраинских регионов. Об этом давно известно в Киеве и в регионе. Однако потом они приобрели всеукраинский характер, отразив непростые отношения между украинским государством и «Правым сектором». Более того, «Правый сектор» претендует на самостоятельную роль в украинской политике, не без основания указывая на свою ключевую роль в событиях на майдане.
В сложившейся ситуации президенту важно продемонстрировать способность властей контролировать происходящее и разоружить незаконные вооруженные формирования. Отражением значимости событий в Мукачеве для политической жизни Украины стало проведение Петром Порошенко заседания военного кабинета Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины. На нем глава государства потребовал от СБУ и других правоохранительных органов разоружить все незаконные вооруженные формирования. По всей видимости, это не первая и не последняя попытка Порошенко взять под контроль «Правый сектор». Ранее было достигнуто соглашение о его включении в состав Вооруженных сил Украины. Однако это решение ничего не изменило и «Правый сектор» по-прежнему действует автономно, получая финансовую подпитку со стороны различных политических сил.
В условиях сложной социально-экономической ситуации и конфликта на востоке страны украинский президент не может открыть «второй фронт» внутри страны, начав жесткую борьбу с «Правым сектором». В итоге в Украине сложилась ситуация, при которой президент для поддержания своей власти нуждается в незаконных вооруженных формированиях.
События в Мукачеве привлекли внимание всех политических сил. Их общим требованием стало создание Временной следственной комиссии для расследования всех обстоятельств конфликта. В преддверии местных выборов тема борьбы с контрабандой и коррупцией вновь оказалась востребованной.
Эти события отразили тот факт, что государство не в состоянии установить контроль над «Правым сектором» и больше не является единственным арбитром в установлении правил игры. После государственного переворота, который прошел в Украине в феврале 2014 года, президент перестал быть ключевой фигурой в политической системе. Конкуренцию главе государства составили представители крупного бизнеса, который для защиты своих интересов активно использует военные формирования.
До 2014 года в Украине многие политико-экономические группы вкладывали средства в приобретение или организацию политических партий, рассматривая их в качестве эффективного инструмента для продвижения собственных интересов. Как правило, идеология политических проектов определялась сложившимся рынком сбыта, местом хранения денег и устремлением электората. В последние полтора года в моду вошло приобретение собственных военных отрядов, которые используются при захвате собственности и оказании давления на оппонентов. В этом контексте конфликт в Мукачеве лишь отражает верхушку айсберга той борьбы, которая происходит в Украине.
Важно отметить, что никакой смены элиты или демонтажа политических конструкций, которые осуществляли взаимосвязь между властью и олигархическими группами в Украине, не произошло. Все «революционные» преобразования вылились в установление в Украине националистической идеологии в качестве государственной и передел собственности, который начался сразу после февраля 2014 года. В целом все основные лица украинской политики остались на своих местах. Многие из них поменяли должности, а в политические проекты влили новых лиц в виде командиров батальонов, которые призваны служить «витриной» победы «революции».
Как правило, государство имеет больше ресурсов для того, чтобы разоружить незаконные военные формирования. Однако в случае с Украиной остается много вопросов относительно того, кто выйдет победителем в борьбе между вооруженными формированиями и государственными структурами.