Въезд и выезд из Мукачева строго контролируются. Фото Reuters
События в Мукачеве вчера получили неожиданное развитие. В Киеве заговорили об угрозах создания Закарпатской народной республики и появления новой горячей точки на карте Украины. Когда стало известно о двух взрывах во Львове, прозвучали первые осторожные предположения о том, что Дмитрий Ярош не контролирует «Правый сектор», а мукачевской ситуацией успешно воспользовались внешние силы. Украинская власть, видимо, приняла решение гасить ситуацию любыми средствами.
К моменту сдачи номера в печать в украинских информагентствах появились сообщения о подготовке силовиков к штурму скрывшейся в горах группы «Правого сектора» (запрещенной в РФ праворадикальной организации).
Корреспондент агентства УНН, находящийся на месте событий, сообщил, что совместные группы МВД и СБУ в Мукачеве получили подкрепление. У села Бобовичи, в окрестностях которого затаились члены «Правого сектора», были замечены вооруженные гранатометами люди в форме, похожей на форму расформированного спецназа «Беркут». По периметру лесной зоны, где могли скрываться участники субботней перестрелки в Мукачеве, выстроились правоохранители, вооруженные пулеметами. На подъездных дорогах были замечены припаркованные БТР.
К тому времени МВД Украины выступило с заявлением, в котором связало вчерашние взрывы во Львове с мукачевскими событиями. По данным милиции, неизвестные ночью установили растяжки с гранатами РГД-5 на двери райотдела и опорного пункта львовской милиции. В результате взрывов пострадали два сотрудника, женщине-участковому оторвало ногу. МВД начало расследование по факту теракта. Не обвиняя прямо «Правый сектор», милиция заявила, что львовские взрывы связаны с событиями в Мукачеве и направлены на дестабилизацию ситуации в Западной Украине.
В то же время стала распространяться информация о том, что МВД и Генпрокуратура намерены обратиться в Верховную раду с просьбой отменить депутатскую неприкосновенность Дмитрия Яроша. Поскольку в сообщении не упоминались имена закарпатских депутатов Михаила Ланьо и Виктора Балоги, которые тоже вовлечены в конфликт в Мукачеве, ситуация стала взрывоопасной. Ведь радикалы еще в воскресенье предупредили: если власть будет рассматривать ситуацию односторонне и попытается преследовать только одну сторону конфликта, в Киев могут быть направлены 18–19 резервных батальонов Добровольческого корпуса «Правый сектор».
МВД успело оперативно опровергнуть появившееся сообщение официальным заявлением о том, что хакеры взломали Twitter министерства. Затем стало известно о взломе аккаунта в Twitter администрации президента Украины. Советник главы МВД, народный депутат Антон Геращенко заявил, что, согласно предварительным данным, атака осуществлялась с территории РФ. В этот момент ситуация изменилась. Штурм окруженных бойцов «Правого сектора» был, видимо, отложен, когда номер подписывался в печать, он еще не начался.
Депутат от «Народного фронта» Арсения Яценюка Сергей Высоцкий отметил, что третья сила пытается стравить украинских силовиков и «Правый сектор». По его словам, Дмитрий Ярош в последние дни активно сотрудничал с СБУ, чтобы разрешить ситуацию в Закарпатье мирно. «И то, что это относительное доверие сейчас пытаются расколоть, – признак того, что российская сторона подхватила тему (мукачевского конфликта. – «НГ») и начинает расшатывать Западную Украину», – уверен он.
Члены «Правого сектора», участвовавшие в субботней перестрелке, ранее заявили украинским СМИ, что депутат, против которого они выступили, якобы имел отношение к планам создания Закарпатской народной республики. А на базе спорткомплекса, где разыгрались кровавые события, якобы тренировались боевики, прибывшие с востока Украины. Никаких подтверждений этим заявлениям до сих пор нет. Однако спустя пару дней после мукачевских событий в Киеве уже не так однозначно судят об изложенной радикалами версии.
Руководитель организации «Офицерский корпус» и украинского Центра по обмену пленными в Донбассе Владимир Рубан в беседе с журналистом издания «Гордон» предположил, что в Западной Украине ситуация раскачивается в противовес событиям на востоке. «Это очень опасная игра. Результатом этого может стать Закарпатская народная республика», – заметил он. Если в Донбассе начало событиям положили лозунги об отделении от Украины и присоединении к России, то в Закарпатье иной сценарий: бойцы «Правого сектора» многими воспринимаются как современные Робин Гуды, которые бросили вызов местной мафии, связанной и с властью, и с правоохранительными органами.
Политолог Александр Палий отметил, что на самом деле ситуация гораздо сложнее: «В лучшем для нас, Украины, случае в Мукачеве произошла перестрелка между враждующими кланами. То есть война мафиозных группировок с использованием «Правого сектора». Но есть и другой вариант. К случившемуся могла быть причастна российская агентура – во время войны нельзя этого исключать». Эксперт напомнил, что в Киеве ранее не раз говорили о подготовке пророссийских проектов в разных регионах страны. Некоторые из них могли быть реализованы руками украинских правых сил, в ряды которых, по словам Палия, внедрялись агенты.
Политолог Виктор Небоженко на своей странице в соцсети обратил внимание на то, что в данный момент мукачевская история выгодна и некоторым украинским силам. «Власть сумела отвлечь внимание общественности от провала борьбы с высокопоставленными сотрудниками Генеральной прокуратуры Украины, которые попались на взятках. Обратите внимание, что прибывший из отпуска генпрокурор Шокин не подал в отставку от стыда за своих прокуроров-коррупционеров с бриллиантами и даже не уволил их с работы. И как ни в чем не бывало бодро создал рабочую группу по расследованию мукачевских событий», – написал он.
Кроме того, Небоженко отметил, что история о контрабанде в Закарпатье затмила начавшееся было расследование о гораздо более значимых объемах контрабанды на территории, контролирующейся ЛНР и ДНР. Эта зона «вместе с зоной АТО превратилась в крупнейший в Европе контрабандистский хаб, через который нелегально проходят товары, сырье, органы, оружие, наркотики – на десятки миллионов евро в день. Со стороны Украины и РФ в это вовлечены большие силы», считает политолог. По его мнению, контрабандные потоки в Донбассе являются «главным стимулом продолжения странной войны».
В Киеве в последние дни много говорят о прогнившей системе, в которой ни политики, ни силовые структуры не играют свойственные им роли, а выступают лоббистами олигархических интересов и прикрытием для тайных сделок. Говорят также о необходимости срочно поменять систему, чтобы избежать новой революции, тревожным сигналом приближения которой могли стать события в Мукачеве. То, о чем упомянул политолог Виктор Небоженко, тоже можно считать тревожными звонками для власти. Уже месяц в Киеве циркулируют слухи о межведомственных войнах, в которых принимают участие силовые структуры. Раскол, похоже, назревает в Генпрокуратуре, где часть сотрудников, судя по информации украинских СМИ, ориентируется на генпрокурора Виктора Шокина, а другая – на его заместителя Давида Сакварелидзе. Вчера в Верховной раде заявили, что одни сотрудники прокуратуры занимаются уголовным преследованием других.
Некоторые депутаты требовали вызвать в парламент руководство Генпрокуратуры. Другие призывали не торопиться, а провести в пятницу закрытое заседание, на котором заслушать всех руководителей силовых ведомств – и о ситуации в Мукачеве, и о состоянии реформирования правоохранительных органов, прокуратуры, СБУ.
Вчера в парламентском зале несколько раз назревали драки из-за диаметрально противоположных оценок действий «Правого сектора». В первой половине дня конфликты удавалось погасить напоминаниями о том, что СБУ, МВД и Генпрокуратура будут проводить совместное расследование, гарантом честности которого выступил новый глава СБУ Василий Грицак – в его непредвзятости пока никто не сомневается. Вместе с тем депутаты проголосовали за создание временной следственной комиссии Верховной рады по расследованию обстоятельств конфликта в Закарпатской области. В ее состав вошли представители всех фракций и групп.
Отложив политические споры, Верховная рада с утра взялась за множество раз откладывавшийся в течение последних 10 лет законопроект об отмене неприкосновенности депутатов и судей. Документ был зарегистрирован для рассмотрения в январе, в феврале его направили для общего заключения в Конституционный суд и Венецианскую комиссию. На фоне событий в Мукачеве, в которых фигурируют имена депутатов, откладывать рассмотрение законопроекта было бы политически опасно. Но для многих членов парламента не менее опасной была бы отмена неприкосновенности. Одни говорили об угрозе политических преследований. Другие настаивали, что депутаты должны иметь такие же права, как рядовые граждане, чтобы, ощутив на собственном опыте все недостатки системы прокуратуры и судов, провести наконец реформу этих систем, очистить их от коррупции. Третьи, выступая с трибуны, обращали внимание, что после принятия закона неприкосновенность будет отменена только для депутатов. Для судей же все останется как прежде, за исключением того, что ранее добро на привлечение их к ответственности должна была давать Верховная рада, а по новому закону – Высший совет юстиции, орган не столь публичный и, как свидетельствует украинский опыт, не всегда избавленный от политического влияния.
Выход был найден в принятии постановления, которым депутаты утвердили порядок своей работы над законопроектом. До середины августа решили подавать предложения и поправки к документу, после чего в течение 10 дней их будут рассматривать в профильных комитетах. После 25 августа депутаты снова вернутся к вопросу об отмене неприкосновенности. Но в это время уже начнется новая парламентская сессия. А поскольку речь идет о внесении изменений в Конституцию, то голосование в августе-сентябре не будет окончательным: нужно будет провести еще одно голосование, обязательно в ходе следующей сессии, то есть уже зимой, и обязательно не менее чем 300 голосами. Сейчас в правящую коалицию входит конституционное большинство депутатов Верховной рады, но к зиме ситуация может измениться – и в парламенте, и в стране в целом.
Киев