Крымское направление должно быть закрыто для украинской продукции, считают в Верховной раде. Фото РИА Новости
Верховная рада может ликвидировать свободную экономическую зону (СЭЗ) «Крым» и ввести блокаду поставок товаров на полуостров. Соответствующие законопроекты были зарегистрированы месяц назад. Но подготовка к их рассмотрению вылилась в подковерные склоки, которые могут привести к расколу в правящей коалиции. По мнению экспертов, блокаду Крыма поддерживают депутаты, ориентирующиеся на олигарха, экс-губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. В этом вопросе они наступают на интересы крупного бизнеса в лагере президента Петра Порошенко.
СЭЗ «Крым» была создана решением Верховной рады в августе и начала действовать в конце сентября прошлого года. Закон предусматривал для Крыма особый правовой режим экономической деятельности сроком на 10 лет. Смысл заключался в том, чтобы защитить украинский бизнес, работающий в Крыму, от действия западных санкций. Зарегистрированные в Украине предприятия, имеющие на полуострове производственные мощности или поставляющие туда свои товары, получили преференции с украинской стороны.
Те же, кто зарегистрировался в Крыму как российское предприятие, в торговых отношениях с Украиной приравнивались к иностранцам. Для них поставка товаров из Крыма в Украину оформлялась как экспортно-импортная операция со всеми сопутствующими платежами. В ноябре Нацбанк признал нерезидентами юридических и физических лиц с крымской пропиской, на них стали распространяться все нормы украинских законов, касающиеся иностранцев.
К концу года многие эксперты признали, что под благовидным предлогом защиты интересов украинского бизнеса депутаты провели лоббистское решение. Бывший член Высшего экономического совета при Верховной раде АРК Андрей Клименко сказал в интервью «Украинской правде»: «Цель этого закона (о создании СЭЗ. – «НГ») – облегчить жизнь определенной группы крупных бизнес-структур в Украине, приближенных как к нынешнему президенту, так и к бывшему». Он отметил, что на полуострове остались предприятия, принадлежащие украинским олигархам: «Крымская фруктовая компания, птицефабрика «Наша Ряба», мясокомбинат «Дружба народов – Нова», два крупнейших химических завода – «Титан» в Армянске и Крымский Содовый в Красноперекопске». Он уточнил, что в момент, когда принималось решение украинской Верховной рады, бизнес в Крыму был не только у известных олигархов, но и у президента Порошенко: «Там есть бизнес Порошенко – Севастопольский морской завод, крупнейшее предприятие города и одно из крупнейших предприятий Крыма. Это судостроение и судоремонт». Экономист пришел к выводу: «На самом деле закон писался под интересы крупного бизнеса, который может теперь не платить налоги в Украине и спокойно себя чувствовать в России».
Радикалы упрекают президента в создании коррупционных схем под прикрытием войны. Фото с официального сайта президента Украины |
В момент, когда принимался закон, эксперты в Киеве неофициально говорили о том, что попытка «наказать» тех бизнесменов, которые перешли под юрисдикцию России, выглядела смешно. Ведь в тот момент поставки шли в основном с украинской территории на полуостров: крымская власть признавала, что новый регион РФ более чем на 80% обеспечивается продуктами и товарами с территории Украины.
Некоторые депутаты нового состава Верховной рады, избранные в октябре, постепенно пришли к выводу о сговоре между украинской и российской сторонами. Одни предполагают, что украинская власть, официально не признавая аннексию, пообещала российской стороне обеспечивать Крым всем необходимым, чтобы избежать сценария войны, за сухопутный коридор из России на полуостров. Подтверждением тому считают и заключенный в декабре 2014 года контракт между российской компанией «Интер РАО» и украинской «Укринтерэнерго» об обеспечении Крыма электроэнергией с территории Украины.
Другие утверждают, что это были не вынужденные уступки, а продуманные решения, которые принесли их авторам немалую выгоду. Аналитик Валентина Самар написала в газете «Зеркало недели»: «Все украинские олигархи и бизнесы разной крупности и прозрачности могли продолжать свою прибыльную деятельность на оккупированном полуострове, не уплачивая налоги в украинские бюджеты».
Сейчас, как отметил недавно замминистра промышленной политики Крыма Константин Равич, российские товары почти вытеснили в Крыму украинские: «Что касается поставок из Украины, то на сегодняшний день происходит диверсификация поставок, и практически уже 80% продукции идет непосредственно из Российской Федерации, поэтому от Украины мы будем зависеть все меньше и меньше». Однако объемы украинских поставок не уменьшились. В Киеве задались вопросом о том, куда же уходят товары, поставляющиеся через Крым.
Депутат Сергей Высоцкий подтвердил, что СЭЗ «Крым» привела к созданию схем сотрудничества между украинским олигархическим капиталом и российским бизнесом. Полуостров, по его словам, стал перевалочной базой для тех и других: торговля по льготным правилам СЭЗ была налажена в обе стороны. Сейчас в Киеве говорят, что через Крым в Украину беспрепятственно и в обход санкций поставлялись российские товары, а украинские поставки через Крым были фактически избавлены от придирчивого внимания российских контролирующих ведомств.
Подтверждением тому стало обнародованное на прошлой неделе в СМИ решение Россельхознадзора усилить контроль за ввозимой с территории материковой Украины в Крым продукцией растительного и животного происхождения. Как сообщило агентство «Новости Крыма», об этом шла речь на совещании в ведомстве. Обсуждался механизм, позволяющий «полностью исключить возможность транзита запрещенных к ввозу в РФ товаров через Крым».
До недавнего времени в Киеве о ситуации говорили только в кулуарах. Некоторые депутаты возмущались тем, что особый статус Крыма позволил украинским богачам обходить все торговые преграды с Россией, а установленные между Крымом и Херсонской областью пропускные пункты превратились в пограничные. «Этот закон (о СЭЗ. – «НГ») легализует границу с Крымом. Так как свободная экономическая зона не является таможенной территорией страны-учредителя, въезд и выезд в нее и из нее осуществляется через таможенный и пограничный контроль. Поэтому тут же возникли со стороны Украины таможенные посты, пограничная инфраструктура. Но как только мы на административной границе Крыма вводим таможенный и пограничный контроль, мы сразу говорим, что это госграница. Таким образом, мы признаем оккупацию де-факто и де-юре», – сказал «Украинской правде» крымский экономист Андрей Клименко.
С началом лета то, о чем раньше в Киеве говорили шепотом, стало обсуждаться публично. Это произошло после того, как депутат Верховной рады, бывший комбат Семен Семенченко с коллегами побывал на пропускных пунктах на границе с Крымом. В середине июня он сообщил в соцсети: «За день туда прошло более 500 фур с продуктами, ширпотребом, строительными смесями и прочим. Примерно столько же – обратно. И это – в нерабочий день, воскресенье». О своих впечатлениях Семенченко рассказал в телевизионных интервью. Депутат задал тот же риторический вопрос, который уже давно звучит в Киеве: так Украина с Россией воюет, как говорит власть, или торгует, как свидетельствуют факты?
Экс-комбат заявил о необходимости как можно скорее рассмотреть законопроект о блокаде Крыма. Документ был зарегистрирован в начале июня. Он предполагал внесение поправок в действующий Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированных территориях Украины». Авторами выступили депутаты из разных фракций. Они приравняли Крым к тем территориям Донецкой и Луганской областей, которые Украина не контролирует. И предложили отменить режим СЭЗ и ввести полную товарную блокаду территорий, которые Украина не контролирует. Противники проекта сразу же заявили о том, что в таком случае будет нанесен удар по тем жителям полуострова, которые сохранили украинское гражданство.
Депутаты отмечают, что при рассмотрении законопроекта в Верховной раде ожидается настоящий бой. Ведь сторонниками радикальных мер, по их словам, выступают те, кто имеет дружеские связи с командой экс-губернатора Игоря Коломойского, а противниками – члены команды президента Порошенко. На фоне участившихся конфликтов между членами правящей коалиции новый закон о блокаде Крыма может стать той соломинкой, которая переломает хребет правящей коалиции, отмечают эксперты.
Дата рассмотрения законопроекта пока не назначена. Однако депутат от партии «Самопомощь», которая тоже входит в правящую коалицию, занимая умеренные позиции, Наталия Веселова зарегистрировала альтернативный законопроект. В нем тоже предполагается ликвидация СЭЗ «Крым». Но вместо жесткой пропускной системы передвижения граждан предлагается ввести паспортный контроль. А вместо полной блокады поставок товаров – четкие правила ввоза-вывоза.
В частности, депутат предлагает разрешить ввоз товаров из Крыма в Украину «только предприятиям, которые зарегистрированы на территории Украины, которая не является оккупированной». Веселова в своем проекте предусмотрела ограничения в виде запрета на ввоз подакцизных товаров, товаров военного и двойного назначения, а также товаров, ввоз которых ограничивает Таможенный кодекс.
Эксперты сомневаются, что предложенная золотая середина устроит бизнесменов, которые заинтересованы в существовании СЭЗ «Крым». Но, с другой стороны, на президентскую команду оказывают все большее давление радикалы. В прошлую пятницу в Киеве состоялся марш «Правого сектора» и бойцов добровольческих батальонов. В нем приняли участие несколько тысяч человек. Они не нарушали общественный порядок и не провоцировали правоохранителей. Однако на митинге прозвучали заявления в адрес власти, которую обвиняют в невыполнении требований майдана и в создании коррупционных схем под прикрытием войны с Россией.
Киев