Фото Reuters
В ближайшие годы территория Донбасса может превратиться в радиоактивное болото. Об этом заявляют украинские экологи. Согласно результатам их исследований, сейчас в регионе заражены тяжелыми металлами и опасными химическими соединениями земля, вода и воздух. Но главная опасность впереди – на поверхность начнут подниматься воды из затопленных шахт. Больше всего обеспокоенность украинской стороны вызывает безопасность расположенного рядом с Донецком могильника радиоактивных отходов.
Первыми о надвигающейся на Донбасс экологической катастрофе еще в прошлом году заявили негосударственная организация «Экология. Право. Человек» и независимые профсоюзы горняков.
Представители экологической организации неофициально сказали «НГ», что проводить собственные исследования на базе методик ООН их побудила бездеятельность официальных органов, ответственных за мониторинг состояния окружающей среды. «Правительство, говоря о войне в Донбассе, заявляет о гибели людей и подсчитывает экономические потери, но совершенно не учитывает, что самый большой вред в ходе войны наносится окружающей среде. У нас традиционно воспринимают экологию как «заботу о бабочках», а ведь на самом деле речь идет о здоровье миллионов людей, в том числе тех, кто живет далеко за пределами зоны боевых действий. Экономику можно восстановить, а вот последствия экологической катастрофы будут ощущаться через десятилетия и столетия», – сказала «НГ» сотрудница организации, попросившая не называть ее имени.
С осени экологи стали точечно отбирать пробы грунта, воды, воздуха в Донбассе. И уже к концу года выяснили, что вследствие обстрелов резко увеличилось содержание тяжелых металлов. «Концентрация титана в пробе почвы на месте разрыва снарядов в 150 раз превышает фоновые показатели. Есть превышение по сульфатам в 2,5 раза, также по ванадию, свинцу, кадмию», – было сказано в отчете организации.
Специалисты отмечали, что в Донбассе до войны было расположено около 4 тыс. объектов, имеющих маркировку повышенного класса опасности. Хорошо знающий регион социолог Евгений Копатько привел украинским журналистам пример концентрации таких объектов: «Когда едешь из Константиновки в Донецк, с одной стороны виден Авдеевский коксохимический завод, а с другой – Ясиновский коксохим. И третий завод – это «Стирол». Там идут боевые действия. Это точка потенциальной экологической катастрофы. Не дай бог, военные действия расширятся – рядом Запорожская АЭС, чуть подальше Южноукраинская АЭС».
С тех пор как прозвучали эти заявления, ситуация в Донбассе менялась много раз, каждые сутки стороны обмениваются десятками ударов. Многие предприятия разрушены. В январе снаряд попал в склад хлора Верхнекальмиусской фильтровальной станции. Сотрудники коммунального предприятия «Вода Донбасса», которое обслуживает 214 населенных пунктов региона, заявили, что утечка хлора может нести угрозу отравления сотен тысяч людей в радиусе десятков километров.
Но местные жители больше всего боятся взрывов на химических предприятиях. Владельцы «Стирола» еще летом прошлого года сообщили, что все опасные вещества с предприятия эвакуированы. А, например, Донецкий казенный завод химических изделий (ДКЗХИ) продолжил работу при новой власти ДНР и с новым руководством. «Завод занимается утилизацией боеприпасов, их снаряжением, обновлением и ремонтом. Здесь производятся и промышленные взрывчатые вещества. За долгое время концентрация боеприпасов и взрывчатки на участках завода достигла почти критического значения. Но если раньше безопасностью завода занимались подготовленный персонал и соответствующие службы, то уже более года завод является угрозой для всего региона», – заявил недавно украинский штаб антитеррористической операции.
По данным украинской стороны, 19 августа прошлого года на заводе начался пожар, который вызвал серию мощных взрывов. Спустя месяц взорвалось более 10 т гексогена – якобы вследствие нарушения технологических циклов. В октябре сдетонировали склады с тротилом, а в конце зимы взорвались склады с боеприпасами. Последнее ЧП на заводе произошло две недели назад: 16 июня весь Донецк услышал мощный взрыв и увидел поднимающийся над ДКЗХИ столб дыма. По данным штаба АТО, на предприятии взорвались подземные хранилища крупнокалиберных боеприпасов.
Украинская сторона сообщила, что этот взрыв мог повредить расположенное рядом, между поселком Пески и угольной шахтой «Октябрьская», хранилище радиоактивных отходов. Министерство экологии Украины и украинский представитель в Совместном центре по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон (ЦСКК) генерал-майор Андрей Таран обратились к ОБСЕ с просьбой проконтролировать радиационный фон в Донбассе.
В министерстве заявили, что украинские специалисты не могут попасть на территорию, контролируемую ДНР. Андрей Таран уточнил: «У нас есть все основания для глубокой обеспокоенности, связанной с рисками для жизни и здоровья большого количества гражданского населения. Существует вероятность утечки радиоактивных элементов. Мы будем благодарны представителям специальной мониторинговой миссии ОБСЕ за вмешательство».
Об ответе ОБСЕ по состоянию на вчера не было известно. Информированный источник «НГ» отметил, что у ОБСЕ нет возможности самостоятельно проводить подобные исследования. «Сотрудники специальной мониторинговой миссии не вооружены. И поэтому вряд ли могут взять на себя ответственность за гарантии безопасности украинских специалистов, представителей сертифицированных лабораторий. О чем же просила украинская сторона? Возможно, о том, что представители миссии ОБСЕ брали пробы и передавали их на анализ в лаборатории в Украине или на Западе? Но для забора проб тоже нужны специальные навыки», – сказал собеседник. Он удивился, почему вообще только сейчас украинская сторона вдруг забила тревогу.
Представитель организации «Экология. Право. Человек» сказала «НГ», что экологи давно привлекали внимание власти к проблемам в Донбассе: писали обращения, составили план действий для уполномоченных государственных служб и даже подали в суд на чиновников за бездеятельность. Параллельно члены организации несколько раз встречались с представителями ОБСЕ, которым подробно объяснили, к каким катастрофическим последствиям приведут боевые действия.
Кроме угрозы нарушения целостности хранилища ядерных отходов, по словам специалистов, существует другая опасность. О ней еще осенью заявил председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец: «В Енакиеве затоплена шахта «Полтавская», возле нее затапливается «Углегорская». Рядом с ними находится шахта «Юнком», на которой в 1979 году был произведен ядерный взрыв. Сейчас грязные шахтные воды поднимаются, они вынесут радиоактивные вещества на поверхность, где уровень радиоактивного загрязнения будет превышать норму в тысячу раз». Волынец отметил, что в шахтах Донбасса находятся и другие опасные вещества: «В шахту «Александр-Запад» в 1989 году проникло 50 т монохлорбензола, который к тому же соединился с другими вредными веществами под землей. Неконтролируемое затопление шахт вынесет эти вредные химические вещества на поверхность. Из-за этого будет отравлен слой земли, питьевой воды. Вода затопит подвалы, поля, асфальт – все превратится в грязное болото. Кроме того, будут отравлены притоки реки Северский Донец, акватория Азовского моря, река Дон, а значит, часть территории России».
Украинские экологи пояснили «НГ», что неконтролируемое затопление шахт началось в прошлом году. Из некоторых из них просто перестали откачивать воду, как делали десятилетиями до этого, а поэтому грунтовые воды постепенно поднимаются к поверхности, вынося с собой опасные вещества. К маю сего года, по данным Донецкой областной госадминистрации, около 60% шахт (до трех десятков) на территории ДНР было затоплено, и сейчас уже почти невозможно остановить подъем воды в них.
Как только грунтовые воды выйдут на поверхность, вся индустриальная часть Донбасса может превратиться в болотистую радиоактивную местность, утверждают украинские ученые.
Киев