Посол КНР Чжан Сиюнь в Украине сообщил о новых совместных проектах. Фото с сайта www.mon.gov.ua |
Китайские банки могут инвестировать средства в Украину в рамках будущего проекта «Нового шелкового пути». Об этом, по сообщению пресс-службы Министерства инфраструктуры Украины, шла речь в ходе состоявшейся встречи министра Андрея Пивоварского с послом КНР Чжан Сиюнем. Подробнее вопрос будет обсуждаться через месяц, когда в Киеве состоится заседание межправительственной комиссии Украина–КНР.
«Чжан Сиюнь уверил, что в рамках Нового шелкового пути существует потенциальная готовность китайских банков инвестировать в инфраструктурные объекты Украины, и предложил министерству подготовить презентации инвестиционных проектов для представителей бизнеса КНР», – сказано в украинском сообщении по итогам встречи. Эксперты в Киеве не склонны переоценивать значение дипломатических формулировок. Они отмечают, что о возможном участии Украины в китайском проекте века говорится уже не первый год, хотя сам проект до сих пор не презентован, а предполагаемые направления Нового шелкового пути остаются спорными. Путь может пройти через территорию России, а может обойти ее, но Украина ни в том, ни в другом случае не рассматривается как звено логистической цепи.
Сотрудник Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач напомнил, что несколько лет назад в Киеве обсуждали форматы участия в китайском проекте. «Насколько я помню, речь шла о сооружении новых портов на западном побережье Крыма и в Херсонской области. Что подразумевало создание огромных логистических узлов – складов, железнодорожной инфраструктуры и прочее», – сказал он «НГ». Эксперт отметил, что даже в спокойное время реализация этих проектов не началась, а после аннексии Крыма и в условиях конфликта на востоке инвесторы опасаются вкладывать средства в украинские проекты. Другие эксперты отмечают, что у китайской стороны есть и дополнительные основания не доверять. Дело в том, что команда Виктора Януковича провозгласила развитие экономических отношений с КНР одним из приоритетов политики. В 2012 году началось обсуждение ряда совместных проектов, а в 2013-м были подписаны документы под украинские госгарантии.
Самым крупным соглашением стало предоставление Экспортно-импортным банком КНР 3 млрд долл. кредита Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины. Украинская сторона получила половину названной суммы – на эти деньги нужно было поставить Китаю зерно. Еще 1,5 млрд долл. кредитных средств предназначались, по данным СМИ, на закупку китайских товаров.
Однако в начале 2014-го выяснилось, что с украинской стороны соглашение не выполнено. По данным открытых источников, в Китай было поставлено зерна всего на 153 млн долл. Новая власть, пришедшая после майдана, признала этот факт, но с кредитором не рассчиталась.
Как выяснилось, проблемы возникли и с реализацией других проектов, о которых договаривался Киев в период президентства Януковича. Не были созданы сельхозпредприятия, в которых китайская сторона планировала выступать арендатором земли, не были построены заводы по газификации угля (с предполагаемой модернизацией украинских ТЭС), не была построена даже скоростная железнодорожная ветка «Воздушный экспресс», которая должна была соединить вокзал «Киев-пассажирский» с аэропортом «Борисполь». На некоторые проекты китайская сторона выделила Киеву миллионы долларов для предварительных работ.
Ошибкой новой украинской власти стала попытка отмалчиваться вместо того, чтобы сразу же обсудить возникшие проблемы и пути их решения, считают многие эксперты. Дипломат, председатель правления Украинского центра перспективных исследований Василий Филипчук сказал «НГ», что отношения с Китаем должны были стать для Украины приоритетнейшим вопросом, но МИД «блестяще провалил» это направление. Он пояснил: «Переговоры нужно было начинать с первого дня после майдана. Ведь всем известно, как негативно относится китайская сторона к любым силовым сценариям смены власти, где бы и по каким бы причинам они ни происходили. Нужно было работать, убеждать, брать на себя ответственность за прежние решения (даже если качество подготовки документов вызывает очень большие сомнения), договариваться, находить выход из ситуации. Словом, не допустить замораживания отношений. Потому что на фоне российско-украинских отношений после майдана даже нейтральная позиция КНР играет на руку РФ. Непонимание этого именуется непрофессионализмом».
О реальной ситуации в украино-китайских отношениях можно судить по торговым итогам 2014 года. Официальные данные на сайте украинского МИДа свидетельствуют, что товарооборот между двумя странами снизился почти на 23% по сравнению с 2013 годом и составил всего 8,6 млрд долл. При этом экспорт товаров из Украины увеличился на 6,5% (в основном за счет руды и минералов), а импорт товаров из Китая уменьшился на треть. При этом объем китайских инвестиций в украинскую экономику, по данным того же источника, составил на начало года всего 24 млн долл., а украинских инвестиций в КНР – 1,4 млн долл.
Весной Киев продемонстрировал попытки наладить отношения. Китайской стороне предложили рассмотреть возможность направления средств на ряд других проектов в энергетической сфере. Член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук в тот момент отметил: «Кредитные средства Китая предлагают направить на реконструкцию теплоэлектростанций с целью их перевода с газа на уголь в центральном, западном и южном регионах Украины, на строительство газовых интерконнекторов, обновление парка буровых станков компании «Укргаздобыча» и модернизацию Шебелинского ГПЗ. По информации источников, близких к переговорам, из всех перечисленных проектов Китай не заинтересовал ни один».
Примерно в то же время Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ Украины сообщило о подготовке совместного проекта (на 15 млрд долл.) по строительству доступного жилья. Меморандум был подписан с представителями компании CITIC ConstructionCo. Ltd. (дочерней структуры Китайской государственной международной трастово-инвестиционной корпорации CITIC Limited, которая строила, в частности, стадион «Птичье гнездо» к Олимпиаде-2008 в Пекине). Как утверждают источники «НГ», китайская сторона настояла на реализации вначале небольшого пилотного проекта, а также на том, чтобы львиную долю материалов поставлял Китай, а в строительных работах были заняты в основном китайские компании. Такая норма, по словам источников «НГ», содержалась и в тех соглашениях, которые подписывались с правительством Николая Азарова.
Но реализация новых проектов была отложена до тех пор, пока не прояснится судьба старых. О них и говорили на днях министр Андрей Пивоварский и посол Чжан Сиюнь. Украинская сторона предложила направить кредитные средства по старым соглашениям на более нужные сейчас Украине проекты.
В этом контексте как раз обсуждалась возможность включения Украины в проект «Нового шелкового пути». Дипломат Василий Филипчук скептически оценивает данный предмет переговоров: «Новый шелковый путь – это очень красивая идея, поэтическая формулировка, за которой пока нет ничего. Нет предмета для разговора. Что в реальности? Точка «А» – производитель товара, Китай. И точка «Б» покупатели в Европе. Кстати, транспортировка энергоносителей – это совершенно отдельный вопрос, который не нужно рассматривать вместе с торговлей товарами. Вот все, что между «А» и «Б», это и есть тот путь, по которому осуществляются поставки. И как он пройдет, зависит от двух вещей – развитой транспортной инфраструктуры и безопасной, стабильной политической ситуации. Есть у нас одно или другое? Сейчас нет. Не о чем и говорить. По крайней мере, сейчас. Украине бы выжить, сохранить страну, продержаться в условиях войны, экономического шторма, избежать нового политического кризиса. Где мы, а где Новый шелковый путь?».
Эксперты считают, что Киеву нужно сейчас находить пути решения по всем тем кредитным вопросам, которые возникли ранее. Некоторые экономисты предлагают проводить экспертизу заключенных контрактов, а также начать расследование по поводу расходования полученных от Китая средств. Большинство склоняется к мнению, что любая попытка судиться с КНР приведет к значительным политическим потерям для Украины.
Эксперт, руководитель портала UA-Banker Алексей Лупоносов ранее сказал изданию «Дело», что единственный выход – это возвращать кредиты. Но в первую очередь те, которые не были разворованы. «Если есть кредиты, неважно чьи – китайские, итальянские, французские, МВФ, которые были выданы, но использованы нецелевым путем, то эти кредиты должны быть выделены в отдельную категорию. Должно быть судебное производство, чтобы установить, куда ушли деньги и на что они пошли – активы, счета за рубежом. Оттуда их надо изъять в пользу бюджета Украины, и уже из них заплатить долги», – пояснил он.
Киев