Железная дорога между Арменией и Ираном будет построена. Это следует из заявлений ряда официальных лиц. Во главу проекта выносятся на сей раз прежде всего геополитические интересы, а не расчеты по времени окупаемости дороги. Возможно, проект строительства армяно-иранской железной дороги стартует уже в этом году.
Посол Армении в Иране Арташес Туманян заявил иранскому информационному агентству «ФАРС»: Тегеран проложит на границе с Арменией 60-километровую железную дорогу. Он напомнил, что продолжается строительство участка автотрассы Север–Юг от границы Грузии до армянского города Мегри, благодаря которой Армения может связать регион Персидского залива с Черным морем. Этот проект предусматривает строительство масштабного терминала, способного справиться с грузопотоком в обоих направлениях.
Туманян отметил, что в выходе в Персидский залив с давних пор заинтересована Россия, а теперь и весь Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Реализация проекта благоприятно отразится не только на ирано-армянских торговых отношениях, но и расширит связи Ирана с членами ЕАЭС, в чем заинтересованы все стороны. Посол Армении в Иране затруднился обозначить точные сроки строительства ветки, которая соединит железнодорожные системы двух стран. По его словам, речь идет о железнодорожном полотне в несколько сотен километров, а для этого необходимы серьезные инвестиции. «Иран все еще продолжает оставаться под санкциями, и это затрудняет финансирование проектов, а такой сложный, как строительство железной дороги, тем более», – сказал Арташес Туманян. Но в целом непреодолимых преград в этой затее нет.
Позиция Еревана понятна. Железнодорожный выход в Иран ему нужен как воздух. С двух сторон Армения блокируется Азербайджаном и Турцией, и иранское направление стало бы по меньшей мере альтернативой грузинскому, обеспечивающему Армении наземный выход в мир. А то и вовсе основным маршрутом экспортно-импортных операций. Не случайно, что программа строительства железной дороги объявлена в Армении приоритетной. Как недавно заявил президент Серж Саргсян, Ереван рассчитывает на участие китайских компаний: ирано-армянская дорога «обеспечит равномерное развитие региона, что полностью созвучно лозунгу Китая «мир во имя развития». Большие надежды связаны и с Россией, в концессионном управлении которой находятся «Армянские железные дороги» (АЖД).
Однако недавнее заявление главы РЖД Владимира Якунина стало для Армении холодным душем. «Проект по созданию железнодорожного сообщения Иран–Армения не имеет никакой эффективности… Это как прорубить в стене окно в никуда, в стену соседнего дома», – заявил Якунин. По ходу он подчеркнул, что дочерняя компания РЖД в Армении – «Южнокавказская железная дорога», работая в «ужатых условиях недлинного железнодорожного полотна, функционирует безубыточно и эффективно». «По концессионному договору мы должны инвестировать в ее развитие около 200 млн долл., и мы свои обязательства выполняем. Восстановлены три моста, практически все предприятия железнодорожного транспорта, отреставрировано около 340 км железных дорог», – сказал Якунин. Из его слов следует, что экономической выгоды пока нет, и добиться ее в тех условиях, в которых находится Армения, – очень сложно. «Мы пытаемся разрешать проблемы транспортных взаимоотношений с Турцией. Мы пытались подсказать, когда нас слушали, варианты, как можно было развивать отношения с Азербайджаном по транспорту, потому что на обоих концах стоят русские», – сказал президент РЖД. Пока не получилось. Он отметил, что продолжается работа в плане восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию: если удастся договориться с Сухуми и Тбилиси и добиться того, чтобы этот участок железной дороги заработал, то большим смыслом наполнится и армяно-иранская дорога.
Чуть позже на официальном сайте РЖД появилось сообщение, которое подкорректировало заявление Якунина. Уточненная позиция РЖД заключается в том, что «с геополитической точки зрения проект строительства железной дороги имеет важное стратегическое значение для Республики Армения в контексте интеграции транспортной инфраструктуры республики в евро-азиатскую и мировую транспортную систему». «Учитывая значительную стоимость и длительные сроки окупаемости проектов такого масштаба, делающих их коммерчески мало привлекательными для бизнеса, их реализация без поддержки государства затруднительна», – говорится в разъяснении РЖД и подчеркивается, что «опыт показывает, что государственная поддержка стратегических инфраструктурных проектов создает значительный мультипликативный эффект для промышленности и имеет важное значение для устойчивого развития экономики в целом». Если же говорить упрощенно – РЖД, очевидно, готовы к реализации проекта строительства ирано-армянской дороги, но при государственной поддержке.
Издание EUDaily приводит мнение заведующего кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардана Восканяна, полагающего, что резкое изменение позиции российской стороны может быть обусловлено «неким серьезным разговором в Москве» и неослабевающим давлением армянской стороны. EUDaily напоминает также о предшествовавшем всему этому заявлении гендиректора ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Виктора Ребеца, который не исключил, что строительство железной дороги Иран–Армения может начаться с середины 2015 года.
ТЭО железной дороги Иран–Армения готово давно
Полотно должно проходить через Сюникскую, Вайоц Дзорскую и Гегаркуникскую области Армении. Протяженность железной дороги Иран–Армения составит около 300 км, она будет состоять из мостов, 60 тоннелей и включать 27 станции. Стоимость проекта оценивается в 3,2 млрд долл. В случае реализации проекта ежегодная загрузка дороги может составить 15–18 млн т, что делает проект окупаемым.