Фото Reuters
В понедельник днем полиция Грузии освободила четверых из пяти задержанных накануне в Панкисском ущелье страны кистинцев (местные чеченцы). В воскресенье поздно вечером силовики провели спецоперацию по задержанию лиц, подозреваемых в вербовке жителей Панкиси в ряды «Исламского государства» (ИГ). Аресты и обыски проводились одновременно в четырех селениях ущелья, а также в Тбилиси.
К середине понедельника в полицейском участке оставался только имам села Джоколо Аюп Борчалашвили. Потому переполох в Панкисском ущелье не затих, а его жители не отказались от идеи начать бессрочную акцию протеста. «Это настоящее безобразие, – заявил журналистам друг имама Али Кавтарашвили. – Тоже мне, нашли террориста! Отец девяти детей, он никакого отношения к отправке людей в Сирию не имеет. Люди сами туда едут».
Полиция начала спецоперацию в воскресенье ночью. Отряды силовиков одновременно вошли в четыре селения Панкисского ущелья – Джоколо, Омало, Биркиани и Думастури. Среди пяти задержанных оказался двоюродный брат известного полевого командира ИГ Аль Шишани, на родине носившего имя Тархана Батирашвили. С ним вместе взяли некоего Гайоза Борчашвили, которого называют представителем ИГ в Грузии. Обыски проводились в домах не только задержанных пятерых кистинцев, но и по всей округе, а также в каких-то подозрительных квартирах в Тбилиси. О результатах обысков, продолжавшихся почти до рассвета, сотрудники правоохранительных органов обещали официально сообщить общественности позже. Однако рядовые панкисцы уверяют, что самая «опасная» находка – охотничье ружье одного из задержанных, оформленное в соответствии с законом. «Если их не отпустят, то начнем бессрочную акцию протеста», – пригрозили они.
Редактор Информационного центра региона Кахети, журналист Гела Мтивлишвили, который «шумной» ночью находился в Панкиси, сообщил, что «в ущелье было введено очень много спецназовцев». «Операция продолжалась несколько часов. Пять человек были задержаны за связь с «Исламским государством» – якобы вербовали и отправляли людей на войну в Сирию. Ходили слухи, что во время обысков изъято оружие, но никто его не видел. Панкисцы объявили, что готовы устроить акции неповиновения, если задержанных не отпустят», – рассказал Мтивлишвили.
Вряд ли причиной освобождения четверых из пяти задержанных стал именно ультиматум панкисцев. Грузинские силовики давно уже привыкли к тому, что каждый арест по любому поводу сопровождается подобными угрозами и требованиями жителей ущелья «немедленно вернуть в семью невинного человека». Такие «взаимоотношения» вытекают еще из времен президентства Эдуарда Шеварднадзе – между властью и неспокойным регионом, наводненным беженцами – боевиками из Чечни, было заключено джентльменское соглашение: ущелье не доставляет головной боли центру, а центр не вмешивается в панкисские дела. Представить, что принес такой паритет, наверное, нетрудно. Как и то, почему Панкиси не прочь его восстановить.
Пока официальные пояснения по поводу задержания и освобождения панкисцев от МВД Грузии не прозвучали, появились версии произошедшего. Наиболее популярная сводится к тому, что, вероятно, с «авторитетами» была проведена «профилактическая работа», потому как исход местного населения в сирийском направлении принял совсем уж «неприличные масштабы», и именно о превентивных мерах в свете пресечения вербовки граждан Грузии на войну в рядах «Исламского государства» недавно говорил премьер-министр Ираклий Гарибашвили. При этом эксперты признают, что проблема практически не решаема. В ущелье такая аховая социально-экономическая ситуация, что на ее улучшение понадобится не один год. А если даже каким-то чудом преобразить регион в считаные дни, то и это мало поможет. Радикальные течения ислама здесь пустили глубокие корни, особенно в молодежной среде. Дело дошло до конфликта поколений: старшие остаются приверженцами традиционного ислама, а молодежь – «нового».
Грузинский журналист Тенгиз Аблотия, неоднократно обращавшийся к панкисской проблеме, на своей странице в социальной сети Facebook подметил: как остановить молодого, полного сил и амбиций человека, не просто осознанно стремящегося воевать, но еще и глубоко убежденного в том, что сложить голову в битве и есть истинное призвание настоящего мусульманина? Ответ на поверхности.