Собственником завода «Мотовело» опять будет государство. Фото с сайта www.minsk-moto.com
Экономическая общественность Белоруссии ожидает очередной национализации. Государство поменяло директора на частном заводе «Мотовело», а местные наблюдатели обсуждают возможные причины ареста его владельца – Александра Муравьева, представляющего австрийский бизнес.
Официальной информации относительно судьбы владельца «Мотовело» и самого завода так и не появилось. Хотя первые слухи о том, что он арестован, появились в минувшую пятницу, 5 июня. Тем не менее ни в одном из правоохранительных органов – ни в Следственном комитете, ни в КГБ, ни в отделе по борьбе с экономическими преступлениями МВД – журналистам их до сих пор не подтвердили. Единственным фактом, указывающим на наличие проблемы, стало назначение на пост директора «Мотовело» экс-мэра Минска Николая Ладутько, который около полугода был безработным.
При этом никакой информации относительно процедуры освобождения от должности некогда назначенного владельцем завода директора Казимира Мороза не было. О задержании Муравьева местным журналистам сообщили «информированные источники». Они же утверждали, что вместе Александром Муравьевым арестованы его братья, некоторые сотрудники – всего 10 человек. Причины ареста эти источники называют разные. Кто-то говорит о невыполнении условий инвестиционного договора, кто-то о выводе капитала.
Александр Муравьев, несмотря на русскую фамилию, является представителем австрийского бизнеса. Собственник «Мотовело» – компания АТЕС Holding. Муравьев также владеет такими предприятиями в Белоруссии, как стеклозавод «Елизово», «Белевротара», Гомельский стеклотарный завод, а также стеклозаводом «Ворга» в Смоленской области России. Компания «Елипак», принадлежащая холдингу, занимается производством полиэтиленовой пленки.
История покупки «Мотовело» австрийским холдингом в 2006 году не совсем прозрачна. Тогда наблюдатели строили догадки, почему предприятие продали так дешево – за 7 млн долл. А эксперты, объясняющие такую цену глубокой убыточностью завода, сомневались в том, что новому инвестору удастся его реанимировать. Впрочем, условия, оговоренные при продаже, были действительно непростыми. Новый собственник должен был вложить в развитие завода 20 млн долл., сохранить ассортименты выпускаемой продукции – велосипеды и мотоциклы – и нарастить объемы продаж. Кроме того, необходимо было отдавать долги завода, который только банкам был должен около 10 млн долл. Ситуация на рынке не способствовала росту продаж – сырье и материалы дорожали, внешние рынки сбыта закрывались, на внутреннем – росла конкуренция. Как результат – к 2013 году производственные планы не были выполнены даже наполовину, да и долги только копились. Тогда президент, посещая предприятие, хотя и остался недоволен, пообещал выплату долгов отсрочить, но установил контрольную дату – начало 2014 года.
К тому времени ко всем предыдущим проблемам добавился общий кризис. Сложности возникли и у других предприятий АТЕС Holding. В прошлом году Экономический суд Гомельской области открыл дело о банкротстве в отношении СЗАО «Гомельский стеклотарный завод», затем – ООО «Елипак». В начале этого года очередное дело о банкротстве было возбуждено в отношении СЗАО «Белевротара». Местные СМИ, ссылаясь на источники, сообщали, что в конце 2014 года предприятия Муравьева стали проверять, над ним начали сгущаться тучи, а государство задумало масштабную национализацию всего его имущества.
Эксперты гадают о причинах, которые подтолкнули государство к таким шагам. Ведь ни невыполнение производственного плана, ни даже вывод заработанных денег не являются преступлением. «В цивилизованных странах конфликт между государством и частной компанией рассматривает суд. Часто невыполнение инвестиционного договора невозможно из-за не зависящих от предпринимателя причин», – говорит по этому поводу политолог Валерий Карбалевич.
Белоруссия, остро нуждающаяся в иностранных инвестициях, еще раз послала миру сигнал о том, что никакой инвестор не застрахован в этой стране от тюрьмы, а индивидуальные льготы – это, как и указывают многие эксперты, гораздо большее зло, чем достоинство белорусского бизнес-климата. «Муравьев приобретал белорусские предприятия без конкурса, тендера, что само по себе нарушение законодательства, с ним договорились «по понятиям». Его бизнес в Белоруссии – это классический пример индивидуальных льгот. Вот чем оборачиваются для зарубежных предпринимателей эти льготы», – рассуждает Карбалевич. Эксперт недоумевает, как во главе частного предприятия оказался бывший чиновник, ведь пока государство не вернуло себе завод.
Местные наблюдатели вспоминают историю с кондитерскими предприятиями «Коммунарка» и «Спартак», которые тоже забрали у иностранного инвестора по устному распоряжению президента, а потом формализовали это. Кстати, правительство Белоруссии готовит проект программы привлечения в страну иностранных инвестиций. «Много ли еще в мире осталось тех, кто рискнет попробовать специфические белорусские условия ведения бизнеса?» – задается риторическим вопросом Валерий Карбалевич.
Высказываются в экспертной среде и другие мнения относительно инцидента. На уровне слухов обсуждается и тема передела собственности. Говорят, что актив «Мотовело» не надолго останется государственным и может вскоре перейти в собственность еще более приближенного к власти предпринимателя – главы холдинга «Амкодор» Александра Шакутина. Раздаются и язвительные комментарии относительно того, что играть в азартные игры с белорусской властью опасно и себе дороже, поскольку государственная «крыша» очень быстро может обернуться решеткой.
Минск