В Киеве считают, что порядок в Донбассе могут навести западные миротворцы. Фото Reuters
Сегодня Верховная рада планирует внести поправки в законодательство, регламентирующее вопросы пребывания на территории Украины иностранных военнослужащих. Ранее условия и сроки их допуска связывались исключительно с проведением международных учений. Теперь депутаты собираются предусмотреть дислокацию на украинской территории подразделений иностранных силовых структур для проведения миротворческой операции.
Профильные парламентские комитеты утвердили ряд поправок к действующему законодательству. Их общий смысл сформулирован в новом пункте статьи о целях пребывания подразделений иностранных вооруженных сил: «Предоставление Украине по ее просьбе помощи в виде проведения на ее территории международной операции по поддержке мира и безопасности – в соответствии с решением ООН и/или ЕС».
Эта поправка повлекла за собой ряд других – на злобу дня. Например, в статье о запрете на допуск в Украину иностранных военных, где ранее назывались государства, «которые не признали независимость и территориальную целостность Украины или выдвигают к ней территориальные претензии», теперь появилось дополнение в виде фразы «развязывают против Украины вооруженную агрессию».
Те же подразделения, которым украинская власть разрешает находиться на территории страны, получат более широкие полномочия. До сих пор в законодательстве указывалось, что иностранные воинские подразделения, относящиеся к сухопутным, морским, воздушным или специальным видам войск, могли использовать «легкие вооружения или тяжелую боевую технику, которая подпадает под действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе». Сейчас предлагается последнее уточнение о Договоре из закона вычеркнуть.
Кроме того, планируется внести поправку в статью, где сказано, что «потенциальные носители ядерного оружия, других видов оружия массового поражения допускаются в соответствии с международным договором для кратковременного размещения на территории Украины». Условием такого допуска ранее являлось «надлежащее реконструирование (носителей. – «НГ»), которое подтверждается соответствующим документом». Теперь условием допуска называется всего лишь «обеспечение надлежащего контроля со стороны Украины за пребыванием на территории Украины».
Время размещения иностранных подразделений, которое до сих пор регламентировалось соглашениями о проведении учений и было ограничено, сейчас депутаты собираются расширить фразой «до достижения цели пребывания». Соответственно могут быть внесены поправки в нормы, регламентирующие использование иностранными военными украинской инфраструктуры – систем водоснабжения, энергообеспечения, навигационно-гидрографического обеспечения безопасности судоходства и прочее. Ранее в законодательстве четко указывалось, что эти системы аренде не подлежат, но была предусмотрена возможность оказания услуг за соответствующую оплату. Сейчас депутаты планируют уточнить эту формулировку словами «если иное не предусмотрено международным договором Украины». Предполагается, видимо, договор о допуске миротворческих сил.
По крайней мере украинская процедура решений о допуске иностранных подразделений в законе дополнена словами «в том числе тех, которые будут принимать участие в международной операции по поддержке мира и безопасности». Сама схема осталась прежней: Минобороны Украины по согласованию с другими центральными органами исполнительной власти вносит предложение на рассмотрение Совета нацбезопасности и обороны. В предложении должно быть указано место расположения иностранных военных в Украине, их задания и задачи, общая численность, перечисление подразделений, типы и количество вооружений, военной техники. Кроме того, должна быть предусмотрена система подчинения, указаны предполагаемые сроки пребывания (с возможностью пролонгации), порядок выведения этих подразделений.
Некоторые военные эксперты неофициально отмечают, что украинская сторона нацелилась на размещение в стране 15-тысячного контингента миротворцев. В идеале, как видится Киеву, они должны встать по линии разграничения между территорией ЛНР и ДНР и украинской территорией. А также по 400-километровой линии вдоль украино-российской границы, в том числе на территории, которая контролируется ЛНР и ДНР. Такое расположение означало бы, что иностранные военные оцепили территорию самопровозглашенных республик, отрезав их от связей с Россией.
В ЛНР и ДНР ранее заявили, что не допустят на подконтрольные территории никакие миротворческие силы, кроме российских. Украинская власть, в свою очередь, уже успела на законодательном уровне закрепить запрет на участие российских миротворцев в каких-либо операциях на украинской территории. В таких условиях Запад вряд ли направит в Украину свои подразделения, отмечают многие эксперты.
Бывший министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк сказал журналу «Фокус», что западные лидеры будут руководствоваться решением Совбеза ООН и что это решение может быть принято только в том случае, если проголосует Россия. «В уставе ООН есть положение, что в Совбезе не может голосовать член, являющийся стороной конфликта. Но что мы слышим от РФ? Что она не является стороной конфликта», – отметил он. Тарасюк считает, что миротворческая миссия может быть успешной только в том случае, если сторонам конфликта удастся договориться о полном прекращении огня и эта договоренность будет неукоснительно соблюдаться.
В ином случае миротворцы не смогут встать по линии украино-российской границы, а без этого операция не позволит разрешить конфликт: «Даже если Россия согласится на размещение сил ООН в Украине, вряд ли она допустит миротворцев на украинско-российскую границу, неподконтрольную Киеву. А это около 400 км. Расположение голубых касок между бандформированиями и украинскими Вооруженными силами только заморозит конфликт и легитимирует его. Что касается полицейской миссии ЕС, встает тот же вопрос: где она будет располагаться и какой будет ее мандат? Если она разместится по линии размежевания между территорией, не контролируемой украинской властью, и нашими войсками, то в чем ее смысл? Эта миссия будет эффективна только в случае ее расположения на границе с РФ, а для этого нужно согласие и РФ, и бандформирований. К тому же я не думаю, что в ЕС горят желанием отправлять военных под артобстрелы террористов. Миротворцы ООН и полицейская миссия ЕС не могут быть силой, способной остановить агрессора».
Российская сторона ранее неоднократно заявляла, что иностранные военные в Донбассе не нужны, поскольку их присутствие не предусмотрено Минскими соглашениями. Она рекомендует Киеву урегулировать конфликт за столом переговоров с лидерами ЛНР и ДНР. Те выдвигают украинскому руководству условия примирения, которые в Киеве считают невыполнимыми. Политический аналитик Тарас Чорновил ранее заявил «НГ», что Киев не пойдет на выполнение выдвинутых ЛНР и ДНР условий, которые фактически означают политическую зависимость решений украинской власти от позиции одного региона. «Они хотят, чтобы Киев финансировал их «независимость» из украинского госбюджета. А стоящая за самопровозглашенными республиками Россия будет разрешать или запрещать украинской власти проводить то или иное направление внешней политики. Конечно, никто на это не пойдет», – сказал он.
В Киеве рассматривают несколько сценариев развития событий. Но большинство экспертов склоняются к мнению, что угроза «большой войны» миновала, а дестабилизация в Донбассе с возможными всплесками диверсий в других регионах – перспектива ближайших лет. В последние дни боевые действия на границе территорий, контролирующихся ЛНР и ДНР, снова активизировались.
Комментируя ожидающиеся сегодня решения Верховной рады, эксперты в Киеве отмечают, что украинская власть планомерно приводит в порядок законодательство, чтобы в юридической плоскости полностью подготовить почву для ввода миротворцев. Независимо от темпов развития ситуации в Донбассе, это рано или поздно понадобится, уверена украинская сторона.
Киев