Бывший омоновец Гулмурод Халимов (в центре) теперь носит новую форму. Кадр из видео YouTube
Командир таджикского ОМОНа, полковник милиции Гулмурод Халимов, пропавший в Таджикистане месяц назад, объявился в рядах боевиков «Исламского государства», воюющих на территории Ирака и Сирии. В видеообращении на интернет-портале «ТаджикистанLive» он призвал мусульман республики включиться в борьбу с режимом президента Эмомали Рахмона на стороне ИГ и «примкнуть к джихаду». Эксперты считают, что не только Таджикистан, но и весь регион в ближайшее время может почувствовать на себе проявления «Исламского государства» в полном объеме.
В начале мая таджикские СМИ сообщили о таинственном исчезновении полковника, командира ОМОН Таджикистана 40-летнего Гулмурода Халимова. По словам очевидцев, он и еще 10 его подчиненных вылетели из Душанбе в Москву, а затем, очевидно, в Турцию, чтобы сухопутным путем добраться до Сирии или Ирака. Все это время от него не было известий, но в Таджикистане поговаривали, что полковник мог примкнуть к ИГ. Уж слишком в последнее время он, по словам сослуживцев, интересовался этой организацией. Так и оказалось.
На хорошем русском языке Гулмурод Халимов рассказал о себе и о своем решении перейти на сторону ИГ. Халимов сообщил, что высшее образование получил в Таджикистане, после чего проходил спецподготовку в России и США. Командиром спецназа был назначен в 2013 году и в том же году получил звание полковника. Неоднократно отмечен государственными наградами. Отец восьмерых детей. В видеобращении Халимов говорит, что его не устраивает политика таджикской власти, порядки в силовых структурах, запрет на ношение мусульманской одежды и совершение религиозных обрядов. Он призвал коллег задуматься о смысле военной службы. «Например, выходя каждое утро на работу, вы посмотрите в зеркало и спросите себя: готовы умереть за это государство или нет?» – вопрошает Халимов. Он заявил, что последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал показ по таджикскому телевидению видеороликов, выставляющих в неприглядном виде таджикских женщин. Халимов сказал, что стал свидетелем того, как монтировались клипы и выпускались в эфир – это происходило под руководством высокопоставленных чиновников.
Присоединение к ИГ командира элитного милицейского подразделения и нахождение его в Сирии подтвердили ТАСС информированные источники в таджикских спецслужбах, добавив, что, по их данным, вместе с полковником в Сирии находятся пять-шесть бывших омоновцев. По информации Госкомитета национальной безопасности Таджикистана, всего в ИГ и других террористических группировках за рубежом участвует около 400 граждан республики. В апреле нынешнего года совет улемов Таджикистана издал специальную фетву (указ), осуждающую участие единоверцев в боевых действиях за рубежом.
Научный сотрудник московского Центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что Гулмурод Халимов не нашел себе места в «новом» Таджикистане после прошедших парламентских выборов. «Его поведение понятно, ему надоела нынешняя политика власти. А в ИГ открываются интересные возможности. С его военным опытом он наверняка пошел к радикалам не мальчиком на побегушках. Если его не отстрелят в ближайшее время, он о себе еще заявит», – сказал «НГ» Алексей Малашенко. По его мнению, ситуация в Таджикистане такова, что «республика может получить ИГ в полной форме». «Причем ИГ может появиться не только в Таджикистане, но и во всем регионе. Полковник уже стал символом для всей Центральной Азии. Он популярен, авторитетен, за ним потянутся другие. Я считают, что по престижу Таджикистана нанесен серьезный удар», – отметил Малашенко.
По мнению политолога, эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, «видеообращение полковника Халилова – весьма опасное послание, которое будет иметь непростые последствия не только в Таджикистане, но и в соседних странах региона и даже в России, среди миллионной армии трудовых мигрантов». «Стоит вглядеться в лицо этого 40-летнего полковника – это харизматичный, решительный лидер. Говорит он о том, о чем давно предупреждали эксперты: лживая и лицемерная политика официального Душанбе, оскорбляющего чувства таджикских мусульман, запрещающего им отправлять обряды в полной мере, закрывающего мечети. А также преследующего важную политическую структуру в лице Исламской партии возрождения (ПИВТ), которая оттягивала на себя часть лояльного светского духовенства, верующих мусульман и являлась альтернативой радикальным исламским группировкам», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов. Ситуация любопытна еще и тем, что примкнувший к ИГ командир таджикского ОМОНа своей карьерой в некоторой степени обязан сыну президента Таджикистана Рустаму Эмомали, который сегодня воспринимается большинством таджикского общества кем-то вроде кронпринца. «Хотя надо признать, что карьера не состоялась бы без личных качеств Халилова – грамотного, смелого специалиста, прошедшего подготовку в США и России, имеющего опыт ведения боевых действий, в том числе и на Памире, где два года назад он руководил бойцами ОМОНа и снайперами», – отметил Дубнов.
По мнению эксперта, самая большая ошибка, которую сегодня могут допустить власти Таджикистана, – сведение счетов с Халиловым путем расправы над близкими. Это неминуемо вызовет повышение его популярности и популярности ИГ.