Глава народного совета ДНР Андрей Пургин: «Мы отстояли особый статус с оружием в руках». Фото PhotoXPress.ru
В проекте новой Конституции Украины может быть предусмотрена возможность предоставления особого статуса любому региону страны. Первым этим правом предлагается воспользоваться той части Донбасса, которая контролируется ЛНР и ДНР. Обсуждение вопроса запланировано на очередном заседании подгрупп контактной группы по урегулированию. Оно состоится 2 июня в Минске. Но представители ДНР уже заявили, что особый статус в украинской редакции их не интересует.
Две недели назад информационные ресурсы ЛНР и ДНР сообщили, что республики направили свои предложения к проекту украинской Конституции в контактную группу и в Конституционную комиссию. По данным РИА Новости, речь шла о таких нормах, как закрепление в Основном законе особого статуса Донбасса – с отдельным экономическим режимом, своим законодательством и языковой политикой, собственными правоохранительными органами.
Подобные новшества предусматривались авторами обращения на будущее и для других регионов Украины – в виде существенного изменения статей Конституции об административно-территориальном устройстве и о местном самоуправлении. Кроме того, предлагалось в Конституции закрепить внеблоковый статус Украины, что означало бы отказ от курса на членство не только в НАТО, но и в ЕС.
Члены украинской Конституционной комиссии на днях заявили, что не получали предложения ЛНР и ДНР. Но если получат, то рассмотрят его на общих основаниях.
Тем временем подготовка части проекта Конституции, посвященной децентрализации власти, уже вышла на финишную прямую. Об этом сообщила в минувшую субботу газета «Зеркало недели». Аналитик Сергей Рахманин отметил, что Конституционная комиссия учла тот факт, что принятый в прошлом году закон об особом статусе Донбасса противоречит нормам действующего Основного закона. «В проекте конституционных изменений данную проблему предлагается урегулировать следующим образом: новая редакция 92-й статьи предусматривает, что «особенности осуществления исполнительной власти в Киеве, других административно-территориальных единицах, особенности статуса которых установлены законом, определяются отдельными законами Украины». Что это означает? Подобная гибкая формулировка позволяет предоставить дополнительные полномочия любому региону (а не только территориям Донбасса), но не наделяет этими полномочиями навсегда. Есть закон – есть и прописанные в нем специальные полномочия местной власти, и степень влияния власти центральной. Нет закона – возвращаемся к общим правилам», – пояснил он. Донбасс как особая территория Украины в проекте не упоминается.
По данным газеты, новый проект Конституции не только позволяет отдельными законами предоставлять или отменять особый статус того или иного региона, но предусматривает также реформу административно-территориального устройства. «Новыми административно-территориальными единицами должны стать громады, повиты и регионы. Громада – одно либо несколько поселений с прилегающими территориями. Повит – несколько громад. Статусом региона наделяются области и Автономная республика Крым», – рассказал Рахманин.
Примечательно, что лидер парламентской фракции «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко на днях заявил о возможности проведения референдума по вопросу о будущем Донбасса. «Мы можем людям предложить базовые вопросы – по государственному устройству и международной политике… Один из возможных вопросов референдума – это отношение людей к предоставлению временно оккупированным территориям особого статуса. Люди должны принять решение – или заплатить десятки тысяч жизней наших солдат за освобождение, например, Донбасса, или заблокировать раковую опухоль и лечить ее экономическими методами», – пояснил Луценко. По его словам, такой референдум можно было бы провести 25 октября, в день выборов местных органов власти.
Эксперты отмечают, что команда Порошенко, возможно, готовит общественное мнение к сценарию формального сохранения территорий ЛНР и ДНР в составе Украины при реальном отделении республик в их нынешнем виде. Политический аналитик Тарас Чорновил ранее заявил «НГ», что Киев не пойдет на выполнение выдвинутых ЛНР и ДНР условий, которые фактически означают политическую зависимость решений украинской власти от позиции одного региона. «Они хотят, чтобы Киев финансировал их «независимость» из украинского госбюджета. А стоящая за самопровозглашенными республиками Россия будет разрешать или запрещать украинской власти проводить то или иное направление внешней политики. Конечно, никто на это не пойдет», – сказал он.
Сейчас украинские источники отмечают, что может быть выработан некий компромиссный сценарий. Предполагается обсудить вопрос об особом статусе Донбасса 2 июня в Минске, где могли бы быть сформулированы вопросы для всеукраинского референдума, упомянутого Луценко. Однако Донецк уже заявил, что его новая инициатива Киева не устраивает. Российские информагентства в субботу передали слова председателя народного совета ДНР Андрея Пургина, который не видит смысла на референдуме спрашивать у украинцев, как они видят будущее Донбасса. «Мы отстояли особый статус с оружием в руках. Он у нас есть. Фактически поэтому появился и «минский формат», и «минская четверка». Нам не нужен референдум. Он у нас был 11 мая 2014 года», – сказал Пургин.
Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что на данном этапе компромиссное решение еще не просматривается, поскольку, говоря о Донбассе, Украина и Россия по-прежнему исходят из принципиально разных представлений. Российские лидеры признают украинскую принадлежность Донбасса, но в виде нынешних ЛНР и ДНР. Украинская власть признать их не может. «В Украине были и будут Донецкая и Луганская области. Лавров выразил желание России втиснуть искусственные образования ЛНР и ДНР в состав Украины. Кремль хочет нагрузить нас двумя псевдореспубликами, оставляя их под своим влиянием. То есть они останутся подконтрольны Москве, а финансировать их будет Киев», – сказал он изданию «Главное».
Фесенко считает, что, пока существуют ЛНР и ДНР, Донбасс не может быть интегрирован в состав Украины: «Это не соответствует нашим интересам и будет ограничивать наш суверенитет. Фактически это стратегия внутреннего разрушения Украины, так что ни о каких попытках втиснуть их в нашу страну даже речи быть не может».
Но в Киеве неофициально обсуждается один из вариантов мягкого демонтажа системы самопровозглашенных республик. Политолог Андрей Золотарев в комментарии «Газета.ua» отметил: «Самое главное, чего может добиваться Украина в Минске, – это чтобы конфликт был локализован, ослаблен. Второе – освобождение заложников. Третье – это вопрос выборов (местных органов власти. – «НГ»), которые должны состояться в Донбассе по украинскому законодательству. Это может осложнить то, чего хочет достичь Россия, – политической легализации власти самопровозглашенных образований. Киев не заинтересован, чтобы такая легализация состоялась».
Проект новой Конституции, референдум и проведение в Донбассе выборов местных органов власти в рамках украинского законодательства – те точки, на которые сейчас делает опору Киев. Считается, что это позволит наладить диалог и найти взаимопонимание с жителями Донбасса. Аналитик Сергей Рахманин отметил: «Никто не верит, что все закрепленные в Минских соглашениях обязательства будут неукоснительно соблюдены. Но некоторые предполагают: стороны пытаются утрясти перечень критических условий, формальное соблюдение которых сделает подобные выборы (в Донбассе. – «НГ») возможными. Многие считают: едва ли не главным условием Киева (если он в этих выборах действительно заинтересован) должно стать установление контроля над границей. Но единственным мало-мальски реальным инструментом возвращения подобного контроля на сегодня является ненадежная ОБСЕ. А единственным реальным гарантом соблюдения договоренностей – Кремль. ОБСЕ не знает – как. Кремль не видит – зачем».
Киев