Украина на данном этапе не собирается прекращать платежи по внешним долгам и объявлять дефолт. Об этом вчера заявила министр финансов страны Наталия Яресько, комментируя принятый Верховной радой закон. Депутаты разрешили правительству в любой момент до 1 июля 2016 года прекратить выплаты внешним частным кредиторам. Их список не разглашается. Вопрос о выплате РФ до конца с.г. 3 млрд долл. кредита остается дискуссионным.
Инициатором парламентского решения стало правительство Арсения Яценюка. Выступая в Раде во вторник, премьер-министр пояснил, что стремительный рост внешних долгов пришелся на период президентства Виктора Януковича, сейчас наступает время выплат. Он отметил, что средства, которые Украина получает от внешних кредиторов, уходят в основном на погашение старых долгов.
По итогам прошлого года в страну поступило 9 млрд долл. кредитных средств, а внешние выплаты составили 14 млрд долл. В этом году из 3,1 млрд долл. полученных кредитов было выплачено 2,4 млрд долл.
«В текущем году сумма на внешние выплаты равна сумме, которая предусмотрена в бюджете на всю национальную безопасность и оборону. За четыре года Украина должна отдать только внешних долгов 30 млрд долл. Кроме внешних долгов мы должны отдать внутренние долги – это еще около 17 млрд долл. То есть в сумме 47 млрд долл. Из карманов украинцев мы платить эти долги больше не можем», – сказал Яценюк. Он уточнил, что правительство имеет право направлять средства, которые платят налогоплательщики в Украине, на нужды ее граждан, «а не на возврат кредитов, полученных клептократическим режимом Януковича».
Правительство передало в Верховную раду перечень долговых обязательств государства перед частными иностранными кредиторами, на выплату которых может быть наложен мораторий. За рамками закона оказались долги государственных Ощадбанка и Укрэксимбанка, а также Госадминистрации железнодорожного транспорта («Укрзализныци»).
О российском кредите в размере 3 млрд долл., который Виктор Янукович получил в конце декабря 2013 года, за два месяца до бегства из Украины, в Киеве отдельно не говорят. Срок выплаты наступит в декабре с.г. Российская сторона ранее заявила, что не будет требовать досрочного погашения, хотя условия предоставления кредита это позволяют, но настаивает на своевременной выплате. Руководитель экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин ранее сказал «НГ», что с финансовой точки зрения украинская власть способна решить этот вопрос. Но выплата России может усложнить переговоры с западными частными кредиторами, с которыми правительство с марта ведет сложные переговоры о реструктуризации долговых обязательств.
Вопрос о российском кредите связан и с другой проблемой. Как пояснил источник «НГ», близкий к правительству Яценюка, власть опасается реакции общества: «Куда делись те 3 млрд? Нужно было бы спросить у Януковича. Люди считают, что со счетов Януковича нужно погашать этот кредит. Но как это сделать? Второй момент: правильно ли возвращать долги стране-агрессору сейчас или этот процесс нужно увязать с требованиями Украины относительно компенсации Россией ущерба, связанного с Крымом и Донбассом?» Источник «НГ» отметил, что российский кредит указан в перечне долгов, на обслуживание которых может быть введен мораторий. Но скорее всего правительство не прибегнет к такой мере: «Кредит выплатим. И отдельно подадим иски в международные суды».
Депутаты Верховной рады тоже намекают, что их решение не связано с российским кредитом, а обусловлено проблемами в переговорах с западными частными кредиторами. Лидер фракции «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко сказал журналистам, что принятое решение позволит правительству «либо договориться с кредиторами, либо мы войдем в технический дефолт». Иными словами, если западные частные держатели украинских ценных бумаг не пойдут на уступки Киеву в отношении условий реструктуризации долгов, то могут просто потерять все.
Хотя детали переговоров официально не обнародуются, информированные источники утверждают, что украинская сторона просит группу кредиторов списать около трети основной суммы долга. Те не соглашаются. В сопроводительной записке к правительственному законопроекту было сказано: «В случае атаки недобросовестных кредиторов на Украину этот мораторий защищает активы государства и государственного сектора. Любой мораторий, объявленный в соответствии с новым законом, в будущем не повлияет на наши двусторонние и многосторонние долговые обязательства и не будет влиять на наши внутренние обязательства».
Профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли Юрий Городниченко в интервью «Голосу Америки» рассказал, о какой части украинского долга ведутся переговоры: «Речь идет о 17 млрд долл., которые Украина заняла на мировых финансовых рынках через выпуск облигаций. Значительная часть этих долгов была сделана во времена Януковича. 9 из этих 17 млрд держат четыре инвестиционных фонда – Rowe Price, TCW Group, Practical и Franklin Templeton (последняя – большая инвестфирма, которая держит 4 млрд долл. в долговых обязательствах Украины. – «НГ»). Для мировых финансовых рынков это капля в море. Даже если они потеряют все на этих обязательствах, для них это не станет катастрофой».
О том, что решение украинской Верховной рады было согласовано с правительственными кругами США и с руководством Международного валютного фонда (МВФ), можно судить по публичной поддержке украинского правительства, прозвучавшей в последние дни. Бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс со страниц Financial Times призвал руководителей частных инвестфондов пойти навстречу Украине, которой жизненно необходимо снять долговую нагрузку. «Причины для сокращения долга есть, и они не менее серьезные, чем в любом другом случае из тех, что я наблюдал за последнюю четверть века», – отметил Саммерс, уточнив, что МВФ сделал все возможное, предоставив стране новую программу расширенного кредитования на 17 млрд долл. Но эти деньги не смогут дать толчок к развитию и модернизации, если будут потрачены на обслуживание огромных долгов.
Согласно официальным данным, валовой внешний долг Украины в текущем году превысил 126 млрд долл., а его соотношение с ВВП страны вышло за границы максимально допустимого уровня (60%), приблизившись к показателю 85%. Государственный и гарантированный государством долг равняется 42,5 млрд долл. – при накопленных на данный момент около 10 млрд долл. золотовалютных резервов.
Экс-министр финансов США отметил, что украинскую ситуацию усложняет война на востоке. И Запад, по его мнению, должен не на словах, а на деле оказать поддержку правительству в Киеве. «МВФ и национальная власть должны указать непокорным кредиторам на их безответственное поведение. Если необходимо, Украина должна быть готова объявить дефолт и не выполнять свои обязательства, а международное сообщество должно четко заявить, что оно будет продолжать помогать Киеву. В таком контексте у кредиторов не будет другого выбора, кроме как принять экономическую реальность ситуации», – написал он.
Недавно в Киев приехала миссия МВФ, а через неделю ожидается визит еще одной миссии. Украинская власть расценивает это как поддержку позиции правительства. Предполагается, что к концу месяца переговоры о реструктуризации старых кредитов будут завершены. Тогда в июне совет директоров МВФ сможет принять решение о выделении Украине второго транша кредита на сумму 1,7 млрд долл.
Исполнительный директор Международного валютного фонда Блейзера Олег Устенко сказал в интервью украинскому изданию «Слово и дело», что переговоры с кредиторами могут затянуться до июня. «Вопрос дефолта будет подниматься. Сейчас речь идет о том, что предлагает кредиторам Минфин – это снижение процента (с 8 до 5–6%), который Украина платит по евробондам, увеличение срока обращения этих бумаг (на несколько лет) и уменьшение тела кредита», – сказал он, отметив, что кредиторы не заинтересованы в том, чтобы Украина объявила дефолт.
Киев