Реализация энергетических планов Гурбангулы Бердымухамедова сопряжена с рядом серьезных проблем. Фото Reuters
Вчера на туркменском побережье Каспия открылся VI международный газовый конгресс, в котором принимают участие представители ведущих нефтегазовых компаний из 30 стран мира. Одна из задач – найти лидера консорциума в проекте газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ) и приступить к его реализации. Между тем, по мнению экспертов, у проекта есть противники – Катар, Турция. Безопасности же проекта угрожают радикальные исламские группировки, активизировавшие деятельность именно на предполагаемом маршруте газопровода ТАПИ.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в своем обращении к участникам мероприятия напомнил, что его страна занимает одну из лидирующих позиций в мире по запасам нефти и газа, других минеральных ресурсов. «Использование этих природных богатств, прежде всего в целях повышения социально-бытового уровня народа, является приоритетным направлением государственной политики. Руководствуясь целью превратить нашу страну в индустриально развитую державу, мы намерены сформировать современную инфраструктуру по переработке углеводородного сырья», – заявил глава туркменского государства. По его словам, «в эпоху могущества и счастья в отечественной нефтегазовой отрасли осуществляются грандиозные преобразования». Бердымухамедов подчеркнул, что «Туркменистан проводит большую работу по диверсификации маршрутов транспортировки природного газа на мировые рынки, определив ее одним из ключевых приоритетов реализуемой энергетической стратегии». В частности, страна экспортирует природный газ в Китай, Иран и Россию. В числе проектируемых газопроводов Транскаспийский газопровод – по Каспию через Азербайджан в Европу, и Трансафганский газопровод – в Пакистан и Индию. Бердымухамедов выразил уверенность, что именно на этом международном газовом конгрессе «будут сформулированы конкретные подходы и выдвинуты конструктивные предложения по реализации проекта газопровода ТАПИ».
Фактически вся предварительная работа по проекту ТАПИ завершена – заключены контракты по купле-продаже туркменского природного газа, создан и зарегистрирован консорциум TAPI Ltd, и до начала строительства газопровода остается только избрать компанию – лидера консорциума. Не исключено, что дата тендера будет объявлена в ходе нынешнего конгресса. Компании, которая возглавит консорциум, будет предоставлен ряд преференций. В частности, предусмотрена гибкая схема, обеспечивающая ей постоянный доход, определенный процент с прибыли, а самое главное – долгосрочный контракт на 20 и более лет.
Согласно проекту, протяженность трубопровода составит около 1800 км, пропускная способность – 33 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет. Стоимость строительства составит 12 млрд долл., а основными рынками сбыта станут Индия и Пакистан, которым будет поставляться по 14 млрд куб. м. Транзитному Афганистану достанется 5 млрд куб. м газа. Сырьевой базой должно стать туркменское месторождение «Галкыныш», которое, по оценке Ашхабада, является одним из самых крупных в мире.
Однако туркменское приграничье с афганской стороны становится зоной повышенного риска. В последний год здесь заметно активизировались боевые действия. По оценке эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, «на протяжении последнего времени афганско-туркменская граница контролируется отрядами «Талибана», которые состоят из местных афганских туркменов». «Они разрозненные, не имеют единого командования и находятся под влиянием третьих стран – Турции, Катара, Саудовской Аравии. Под контролем «туркменских талибов» находятся почти все территории, по которым потенциально может пройти газопровод ТАПИ, – это северо-западные провинции Афганистана: Фарьяб, Бадгис, Сарипуль и частично Герат. Главными лоббистами этого газопровода являются США, и активизация туркменских, талибских группировок является препятствием для его строительства», – сказал «НГ» Князев. Именно в этом районе, по мнению эксперта, переплелись интересы Катара и Турции. Сегодня Катар является монополистом в области поставок газа в Пакистан и крупнейшим поставщиком газа в Индию и в страны Юго-Восточной Азии. Экспорт дешевого туркменского газа на пакистанский рынок и рынки стран Юго-Восточной Азии ударит по интересам Катара и его газопроизводителей. Интересы Дохи, имеющей повод воспрепятствовать продвижению проекта ТАПИ, совпадают при различных мотивациях с интересами определенных кругов в Анкаре, надеющихся перетянуть на себя газовые потоки из Закаспия и стать газовым хабом.