Владимир Некляев бросил вызов белорусским властям. Фото Reuters
Экс-кандидат в президенты Белоруссии Владимир Некляев, не так давно громко заявивший о выходе из оппозиционных структур, создает новое общественное движение. Своей целью он провозгласил не столько борьбу за власть, сколько сохранение независимости страны перед угрозой российской агрессии.
О намерении создать общественное движение «За государственность и независимость Беларуси» Владимир Некляев рассказал в интервью Радио «Свобода». По его мнению, независимость страны находится в опасности и ее нужно отстаивать несмотря на то, что время для создания любых общественных инициатив в стране не самое подходящее. «Есть запуганное и пассивное общество. Может быть, правы те, кто мне доказывает, что время это не для создания каких-то массовых народных движений», – поделился сомнениями Владимир Некляев. Наряду с этим он убежден в том, что если ждать благоприятного момента, то и защищать вскоре уже будет нечего. Политик убежден, что нынешняя власть только на словах декларирует приверженность идее независимости, и никаких сил у президента Александра Лукашенко для защиты страны нет. «Спецслужбы его насквозь пророссийские… Я там был и имел возможность познакомиться с высоким командованием этих служб и средним. И почти все они – так называемый русский мир», – вспоминает Некляев недавний период своего пребывания за решеткой. По его словам, когда арестовывают белорусских оппозиционных политиков, им откровенно угрожают, что «скоро сюда придет русский мир, мы вам тогда, националистам, покажем».
Некляев считает, что силой, способной сегодня встать на защиту независимости, является только белорусский народ. Противиться русскому миру необходимо в форме широкого общественного движения, убежден он. Правда, над тем, чтобы его разбудить, придется поработать, поскольку сегодня народ «зомбирован этой официальной белорусской и российской пропагандой и просто не понимает, что сейчас происходит». Активисты начнут с того, что будут проводить акции в поддержку независимости в регионах. «Да, выходит в Слониме народ с транспарантами за независимость, государственность Беларуси. Когда людей, которые выходят с такими транспарантами и призывами, примется бить милиция, которая представляет это самое независимое государство, то возникает вопрос, а что мы имеем на сегодняшний день в том, что называется белорусской властью?» – рассуждает Некляев.
При этом Владимир Некляев не уверен, что новое движение станет политической партией в классическом понимании, и пока он ничего не говорит по поводу своего возможного участия в выборах под флагом новой партии. В то же время несколькими днями ранее в одном из своих интервью Некляев не исключил возможности своего участия в предстоящих президентских выборах, которые состоятся в ноябре.
Инициатива Некляева сразу оказалась в центре общественного внимания Белоруссии, поскольку политическая активность в стране практически на нуле. «Некляев харизматичен, способен добавить избирательной кампании эмоций», – считает политолог Евгений Прейгерман. К тому же это самый рейтинговый политик из оппозиционного спектра, утверждает он. По итогам мартовского опроса белорусского Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) электоральный рейтинг Некляева находился на уровне 9,4%, а Лукашенко – 36,9%. Исходя из такой логики, эксперты полагают, что теоретически Некляев мог бы быть хорошим единым кандидатом от оппозиции и имел бы шансы «перетянуть» на себя еще 20–25% голосов недовольных властью. Однако, как писала «НГ» ранее, Некляев громко покинул ряды оппозиции, объявив, что уходит, «потому что с ними каши не сваришь». Новая инициатива, по его задумке, должна находиться где-то между властью и оппозицией.
Именно последнее обстоятельство дает экспертам основание говорить о том, что шансов у него на ближайшие выборы нет. Во-первых, потому что антироссийская позиция чужда населению Белоруссии. «Про угрозу независимости говорит в основном оппозиция, народ же скорее поддерживает действия России в Украине», – говорит по этому поводу политолог Валерий Карбалевич. Во-вторых, белорусские власти не допускают никакой политической середины. «Авторитарная власть требует абсолютной политической лояльности и не приемлет никакой автономии», – уверен политолог Павел Усов. Вопрос белорусская власть ставит только в плоскости «если не с нами, значит, против нас».
Минск