Пленные военнослужащие могут стать разменной монетой в дипломатической игре. Кадры съемок с сайта www.censor.net.ua
Международная дипломатическая активность последних недель может свидетельствовать о подготовке к урегулированию конфликта в Донбассе. Импульс к новому переговорному процессу, как считают в Киеве, дал Вашингтон. Источники «НГ» утверждают, что вчера в Брюсселе в рамках очередной сессии Комитета министров Совета Европы обсуждались приемлемые для всех сторон форматы урегулирования. Два захваченных в плен военнослужащих, которых украинская сторона назвала офицерами ГРУ, могут стать разменной монетой в сложных дипломатических играх.
В Украине историю преподносят как сенсацию, которой уделяют огромное внимание все местные СМИ. В воскресенье бойцы батальона «Айдар» сообщили, что после боя у поселка Счастье Луганской области взяли в плен двух раненых российских офицеров. Врач госпиталя, в котором оперировали пленных, Григорий Максимец на своей странице в соцсети назвал имена – Александр Александров и Евгений Ерофеев. Эту информацию подтвердили в штабе антитеррористической операции и в Генштабе ВС Украины. В Интернет попали подробные данные о военнослужащих, а также видео допроса Александрова в больничной палате.
В воскресенье советник главы МВД Украины, народный депутат Антон Геращенко предложил обменять российских разведчиков на украинскую летчицу Надежду Савченко и еще 400 граждан Украины, которые, по данным Киева, удерживаются в плену в России. Адвокаты Савченко усомнились в реалистичности такого сценария.
Вчера глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко сообщил, что с задержанными общаются следователи. На вопрос журналистов, будут ли Александров и Ерофеев подлежать обмену пленными, он ответил: «Они подлежат уголовной ответственности».
Глава комитета по вопросам обороны Госдумы РФ Владимир Комоедов в интервью «Эху Москвы» отметил, что вначале следует проверить правдивость заявлений украинской стороны. Он отметил, что не верит в то, что в плен попали российские военнослужащие. В то же время появилось заявление одного из руководителей народной милиции ЛНР Сергея Козлова, который уверяет, что в плен попали «двое наших (ЛНР. – «НГ») военнослужащих: Ерофеев Евгений Владимирович и Александров Александр Анатольевич». Когда номер готовился к печати, появилась неподтвержденная информация о том, что украинская сторона намерена допустить к российским офицерам иностранных журналистов.
Политический аналитик, эксперт по вопросам урегулирования в Донбассе Тарас Чорновил сказал «НГ», что события, преподносимые украинскими СМИ в качестве сенсации, являются дополнительным козырем в переговорах, которые сейчас ведутся на всех уровнях. Он так охарактеризовал происходящее: «Мы видим классическую челночную дипломатию времен холодной войны. В рамках противостояния СССР и США, как и сейчас, невозможно было напрямую решить ни один вопрос. Это несколько раз приводило к кризисам, которые ставили мир на грань атомной катастрофы. Чтобы ее избежать, были задействованы специфические рычаги и инструменты – посредники, международные организации, многоступенчатые переговоры. Челночная дипломатия призвана охладить противоборствующие стороны, снять напряжение путем объяснений, убеждений, усиления-ослабления нажима. США – мастер этого искусства, в чем мы сейчас снова можем убедиться».
Челночная дипломатия Джона Керри призвана снизить напряженность между противоборствующими сторонами в Украине. Фото Reuters |
Речь идет о последовавших друг за другом визитах в Украину, а затем в РФ госсекретаря США Джона Керри и его зама Виктории Нуланд, после чего в Брюсселе собрались министры иностранных дел стран ЕС, а глава украинского МИДа был приглашен в качестве гостя на эту встречу. Кроме того, он вчера провел переговоры с рядом еврокомиссаров и встретился с «Группой друзей Украины в ЕС».
Эксперты в Киеве отмечали, что самая важная часть разговора в Брюсселе непублична. По их словам, речь идет о том, что США инициируют и на данном этапе отрабатывают с европейскими партнерами новый сценарий урегулирования в Донбассе.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко сказал «НГ»: «На мой взгляд, готовится продвижение в направлении предоставления той части Донбасса, которая контролируется ЛНР и ДНР, специального статуса – будь то автономия или какой-либо иной формат. Мне это напоминает дейтонский сценарий 1995 года: Босния и Герцеговина формально остались в составе единого государства, но каждая часть стала самоуправляемой, автономной. При этом реальные рычаги влияния были переданы в руки третьей, независимой стороны – в том случае в руки ОБСЕ. К чему-то подобному, возможно, готовят Украину. Сценарий может предполагать, что Донбасс останется в составе Украины, но на правах региона со спецстатусом. А де-факто ситуация будет управляться извне». Политолог предположил, что в украинском случае роль внешнего модератора может сыграть некий орган при участии представителей стран «нормандской четверки» (Германия, Франция, Россия, Украина) плюс США.
На днях посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба сказал телеканалу «Интер», что США действительно хотят играть более активную роль в урегулировании. «Даже не входя официально в «нормандский формат», они тем не менее играют очень важную роль. И готовы к ее дальнейшему усилению», – отметил он.
Но в Киеве допускают, что роль внешнего контролера может быть делегирована и нейтральной стороне, чтобы не раздражать Россию. Вчера информагентства передали заявление уполномоченного правительства Швейцарии по координации вопросов, связанных с предоставлением гуманитарной помощи, Мануэля Бесслера: «Уже в следующем месяце мы планируем анонсировать запуск нового проекта, который будет осуществляться ПРОООН (Программой развития ООН) в Украине. Этот проект будет работать в Донецкой и Луганской областях, он будет называться «Восстановление управления и примирения в областях, которые страдают от конфликта».
Бесслер пояснил, что проект рассчитан на три года и предполагает предоставление Швейцарией микрогрантов для местных общин Донецкой и Луганской областей. Речь о решении гуманитарных проблем. Однако проект, как считают в Киеве, может иметь политическое значение, поскольку на сегодня одной из главных проблем в отношениях Украины с Донбассом остается взаимное недоверие. Если вмешательство американцев могло бы ухудшить ситуацию, то участие нейтральной стороны позволило бы постепенно снять напряжение, чего и добиваются США.
В воскресенье поздно вечером стало известно, что в Святогорске, на границе Донецкой и Харьковской областей, в течение выходных длились тайные переговоры мэров городов Донбасса. Как стало известно «НГ», участие во встрече принимали только градоначальники, которые представляют украинскую власть, даже если их города находятся на территории ЛНР и ДНР. Так, мэр Донецка Александр Лукьянченко, полномочия которого не признаются в ДНР и который вынужден был бежать из города, сообщил журналистам, что встреча действительно состоялась. И сказал, что мэры обсуждали приемлемую модель урегулирования. Он отказался сообщить подробности, но отметил, что схема может напоминать урегулирование конфликта в Северной Ирландии.
В Киеве вчера спорили о том, собирались ли мэры, чтобы обсудить вопросы, связанные с предстоящими выборами местных органов власти в Украине осенью сего года. Или приехавшие к ним депутаты Верховной рады (по словам источника «НГ», представители «Блока Петра Порошенко») объяснили мэрам, чего стоит ожидать и к чему готовиться в свете состоявшихся визитов в Киев и Москву Керри и Нуланд, а также последовавших за этим консультаций на уровне США и ЕС.
Константин Бондаренко отметил, что сейчас сложно спрогнозировать действия России. Однако Вашингтон ведет сложную дипломатическую игру: «России предлагают приемлемый сценарий по выходу из кризиса в Донбассе взамен на российские уступки в Сирии. Если нынешние дипломатические усилия увенчаются успехом, то, вероятно, к осени украинский кризис может быть разрешен. Да, Украине придется взять на себя финансовое обеспечение территорий, которые сейчас контролируются ЛНР и ДНР. Но эти расходы могут быть компенсированы Западом – после прекращения огня и хотя бы частичной отмены санкций в отношении России».
Тарас Чорновил тоже высказал предположение, что активно вмешаться в ситуацию Вашингтон побудили российские заявления о возможности продажи ракет Ирану и связанные с этим угрозы Сирии и Израилю. «США ставят перед собой не локальные задачи – кто и как договорится о выходе из кризиса в Донбассе, а глобальную цель – не допустить мировой войны. Конфликт с Россией относительно Донбасса – это только эпизод большого и сложного диалога. Поэтому вовсе не обязательно ситуация на востоке Украины разрешится в ближайшее время. Для наших партнеров главное – не допустить развязывания большой войны и заморозить конфликт в Донбассе».
Аналитик отметил, что условия замораживания сейчас обсуждаются. Они основаны на Минских соглашениях-2, подписанных в феврале. Но у Киева, ЛНР и ДНР расходятся взгляды на последовательность выполнения пунктов. «Украинская власть настаивает на том, чтобы выполнять шаг за шагом: вначале полное прекращение огня, абсолютно полное затишье хотя бы в течение 72 часов, затем отвод из зоны конфликта тяжелой техники, но не в виде «карусели», как раньше, а по-настоящему, от пункта А до пункта Б под полным контролем ОБСЕ, чтобы каждая единица была пронумерована и было точно известно ее местонахождение. После этого – обмен пленными по принципу «всех на всех». И уж тогда – политическая часть в виде предоставления региону особого статуса, проведения выборов местных органов власти и наделения их широкими полномочиями. Позиция самопровозглашенных республик и России состоит в том, чтобы начать сразу с политического урегулирования, то есть легализовать ЛНР и ДНР, предоставив им широкие полномочия вплоть до права вето на решения украинской власти. Киев на это никогда не пойдет», – сказал Чорновил.
Он считает, что Европа до конца не понимала ситуацию, желая урегулировать конфликт, не вникая в нюансы и подробности. Поэтому принципиально важно, с какими предложениями выступят США. Возможно, итоги дипломатических усилий будут обнародованы в рамках начинающегося через несколько дней саммита ЕС в Риге.
Киев