Александр Лукашенко хочет реанимировать нерентабельные предприятия. Фото Reuters
Завтра на флагманах белорусской промышленности, расположенных в Минске, ждут визита президента Александра Лукашенко. Глава государства лично намерен разобраться в причинах резкого падения промышленного производства в стране на примере столичных предприятий. Рабочие говорят, что в связи с визитом президента все заводы временно перешли на пятидневку.
Александр Лукашенко анонсировал свой визит на крупные промышленные предприятия, расположенные в столице, еще в конце апреля. Местные СМИ, ссылаясь на работников заводов, писали о том, что там уже тоже ждут главу государства – красят, моют, убирают и прячут непроданные тракторы и машины. «На этой неделе, когда Лукашенко приезжает, по приказу сделали на один рабочий день больше. Будет не четырех-, а пятидневка. Как он уедет, то снова сделают четырехдневку», – сказал по этому поводу председатель ячейки Свободного профсоюза металлистов Степан Павлович, работающий на Минском автомобильном заводе (МАЗ). «Заказов нет, а продукцию выпускают, несмотря на то что и план уже сокращен. Какой в этом смысл? Зарплаты снизились. Продукцию продать невозможно. Что будет дальше? Вот и показали бы, какая здесь ситуация. Так нет, будут тракторы прятать за железной дорогой, за цехами, за зданиями, чтобы только на глаза не попались», – анонимно возмущались в беседе с журналистами рабочие Минского тракторного завода (МТЗ).
Причина пристального внимания Лукашенко к флагманам белорусской промышленности – в стремительно падающих объемах продаж и производства. По итогам первого квартала объем промышленного производства упал на 7,3%. Если присмотреться к статистике Белстата по отраслям, то обнаруживается, что падение там еще более существенное. Например, производство по группе «Машины и оборудование» упало на 26,4% по сравнению с первым кварталом прошлого года. При этом комбайнов, которыми традиционно гордится Белоруссия (производитель «Гомсельмаш»), выпущено меньше на 67%, тракторов (МТЗ) – на 35%, не менее знаменитых «БелАЗов» – на 33%. Примерно такая же ситуация и в производстве автотранспорта. Судя по статистическим данным, снижение объемов производства все равно пока не соответствует объемам продаж, поскольку растут складские запасы. Ранее «НГ» писала о том, что промышленные предприятия Белоруссии работают неполную неделю, рабочие ходят в неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска, на каникулы по поводу праздников. Тенденцию фиксирует и статистика – 100 тыс. человек в первом квартале работали с неполной занятостью, что в два раза больше аналогичного показателя в прошлом году.
Как отмечают эксперты, причина проблем белорусской промышленности – ее почти 100-процентная ориентация на российский рынок. Отсутствие диверсификации привело к тому, что падение спроса на рынке страны – основного торгового партнера обернулось спадом продаж и производства в Белоруссии. Найти новые рынки – дело непростое и небыстрое, в чем признался министр промышленности Белоруссии Виталий Вовк.
Выступая с Посланием народу и парламенту, президент Лукашенко впервые высказался о том, что убыточные и неэффективные предприятия нужно закрывать. Правда, во время своего рассуждения на эту тему белорусский президент исправился и сказал, что предприятия нужно не ликвидировать, а перепрофилировать или рядом открывать другое, которое сможет дать рабочие места людям с закрытого предприятия. Тогда же он заявил, что государство не намерено выдавать бюджетные средства на поддержку убыточных производств, даже в том случае, если это такие предприятия, как МАЗ, который является «лицом страны». «Если дать им эти 200 млрд, они завтра выплатят «зряплату» незаработанную, они завтра вложат эти деньги в производство новых автомобилей и поставят их на склад», – изложил он логику крупных госпредприятий. Еще спустя пару дней президент Лукашенко и вовсе заявил, что коллективы предприятий нужно сохранить любой ценой.
Местные наблюдатели, комментируя эти метаморфозы, видят влияние помощника президента Кирилла Рудого, который придерживается рыночных взглядов. Вероятно, многие тезисы вошли в Послание с его подачи, однако они противоречат мировоззрению Лукашенко, который считает, что необходимо сохранять все советские производства. Более того, сохранять их в собственности государства.
По мнению экспертов, именно нежелание белорусских властей расстаться с собственностью является главной причиной проблем местной промышленности. Приватизационные проекты с Россией, о которых много говорилось, но которые так и не были реализованы, сделали бы доступнее российский рынок, рассуждают экономические аналитики. Нельзя исключать и сотрудничество с европейскими производителями, полагают они. В этом случае можно сохранить коллективы и предприятия, но перепрофилировать их на производство узлов и комплектующих для мировых брендов и включиться тем самым в мировое разделение труда. Однако ничего этого нынешние власти Белоруссии не сделали, а средства для поддержания на плаву убыточных предприятий кончились. От завтрашнего совещания местная общественность ждет ответа, какой власть видит судьбу промышленности.
Минск