Митингующие обвинили президента Украины в проведении пророссийской политики. Фото Serg Glovny/Zuma/ТАСС
«Правый сектор», деятельность которого запрещена в России, вчера впервые открыто выступил против Петра Порошенко. У здания администрации президента в центре Киева собрался митинг, участники которого обвиняли главу государства в попытке уничтожить наиболее активную часть общества, а также в пророссийской политике. На ограждении был прикреплен красноречивый плакат на украинском языке: «В отставку!!! Кремлевскую крысу ПаРашенко!»
Поводом к проведению акции послужили события, развивавшиеся накануне на тренировочной базе «Правого сектора» в селе Великомихайловка Покровского района Днепропетровской области, на границе с Донецкой областью. Во вторник вечером в журналистских кругах появилась информация о том, что украинские военные окружили и заблокировали базу добровольческого батальона. Активистка «Правого сектора» Елена Белозерская подтвердила в соцсети: «Информация об окружении (установлении вокруг базы усиленных блокпостов, проверке у всех документов и разрешений на оружие) соответствует действительности». Она отметила, что военнослужащие, принимающие участие в операции, «не те, с кем мы плечо к плечу прошли год войны, а новые, только призванные. Они почти ничего не знают о добровольческом корпусе «Правый сектор». Им сказали, что мы вроде бы собираемся идти на Киев против Порошенко».
К ночи лидер «Правого сектора», депутат Верховной рады Дмитрий Ярош прокомментировал ситуацию изданию «Цензор.net»: «Наша база была блокирована без всяких предупреждений подразделениями десантников 25-й и 95-й бригад – с бронетехникой и тяжелым вооружением.
Были выставлены блокпосты молодых, только мобилизованных солдат. Они остановили одну из наших машин и потребовали от бойцов сдать оружие. На мой звонок начальник Генерального штаба Виктор Муженко сразу не ответил, и мы не смогли немедленно обсудить ситуацию. Хотя было очевидно, что без приказа Генштаба эта операция не могла быть проведена. Я связался с командованием десантников, с которыми мы вместе сражались весь год, и боевые командиры гарантировали мне, что они не повернут оружие против своих братьев из «Правого сектора». Ярош также сообщил, что «Правый сектор» не сдаст оружия, а происходящее назвал «провокацией против патриотов Украины».
В Украине еще со времен майдана осторожно и недоверчиво относились к «Правому сектору». Об этом свидетельствуют результаты выборов: Ярош набрал менее 1% голосов на выборах президента в мае 2014 года, а «Правый сектор» – менее 2% голосов на выборах в Верховную раду в октябре 2014 года. Однако многие украинцы восприняли ситуацию не как проблему «Правого сектора», а как наступление власти на добровольческие батальоны, которые формально перешли в подчинение силовых ведомств, но в реальности сохранили самостоятельность.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала пояснил «НГ», почему украинцы в среду живо следили за ситуацией в Днепропетровской области, проявляя участие к «Правому сектору», которому ранее не особо доверяли. «Речь идет о добровольческом батальоне. Это, грубо говоря, люди с майдана – наиболее активная часть общества, которая не побоялась выступить против произвола семьи Януковича и которая добровольно пошла защищать украинскую землю после того, как в Донбассе проявили себя сепаратисты. Добровольческие батальоны – это те, кто полтора года тому назад стал основой, стержнем протестного движения. Не только на словах. Ценой своих жизней они дали украинской власти время, чтобы сформировать боеспособную армию и создать Нацгвардию. Люди воспринимают добровольцев, как «своих». Поэтому непродуманные действия власти могут вызвать очень резкую реакцию общества», – пояснил политолог. Кроме того, раздражение украинцев вызвал тот факт, что бойцов «Правого сектора» могли стравить с украинскими военнослужащими.
«Нас пытаются запугать и уничтожить руками наших братьев – украинских военных», «Не иначе, тайные сговоры политиков предполагают перенос театра боевых действий из Донбасса в Киев – это было бы очень выгодно Кремлю» – такие заявления звучали вчера на митинге у администрации президента. Время от времени собравшиеся скандировали: «Порошенко, выходи!»
Всего в акции, которая была за ночь организована через соцсети, приняло участие до тысячи человек. Люди в камуфляже составляли менее половины собравшихся, они не закрывали лиц. Среди гражданских были как сторонники «Правого сектора», так и киевляне, которые считают, что пора напомнить власти о ее обещаниях на майдане. Участники заранее договорились вести себя мирно: сделать заявления, но ничего не бить, не крушить и не пытаться брать приступом президентскую канцелярию.
Елена Белозерская заявила, что ситуацию можно уладить дипломатично: «Нужно спокойно, законными методами объяснить власти, что, если она будет делать то, что делает сейчас, она существенно потеряет в рейтингах. Только этими категориями они мыслят, только рейтинги их волнуют – даже больше, чем деньги, потому что деньги для них – это средство покупки рейтингов».
К моменту сдачи номера в печать ситуация развивалась именно в таком русле. Тем более что власть вчера явно пошла на попятную. Утром пресс-служба Минобороны распространила заявление Генштаба о том, что события рядом с базой «Правого сектора» – это «учения подразделений высокомобильных десантных войск Вооруженных сил Украины». И предостерегла: «Заявления (об атаке на добровольцев. – «НГ»), которые сейчас распространяются в сети Интернет о ситуации в Днепропетровский области, призваны повысить градус напряжения в обществе и могут быть предпосылками для вооруженных провокаций на территории Украины накануне майских праздников».
Днем спикер администрации президента по вопросам проведения антитеррористической операции в Донбассе Александр Мотузяник заверил журналистов, что никто не собирался оказывать давление на «Правый сектор» либо разоружать добровольцев. Он подтвердил тезис Минобороны о плановых учениях и, отвечая на вопрос, отметил, что информирование одних подразделений об учениях других не является обязательным.
Объяснения прозвучали не очень убедительно. А в кулуарах тем временем появилась информация о том, что инициатива относительно «Правого сектора» якобы исходила от только что назначенного Петром Порошенко (вместо Игоря Коломойского) губернатора Днепропетровской области Валентина Резниченко. В ходе недавней пресс-конференции он повторил фразу главы государства о необходимости разоружить все незаконные формирования. «Правый сектор», который сейчас проходит процедуру регистрации в подчинении Минобороны, теоретически не должен был относиться к числу таковых.
Почему учения начались вокруг базы именно этого батальона, на условиях анонимности рассказал «НГ» собственный информированный источник: «Совпали интересы двух групп. С одной стороны, новый губернатор Днепропетровской области решил ослабить влияние своего предшественника Игоря Коломойского, который ушел с официального поста, но остался главным человеком в регионе. Считается – посмотрите СМИ, – что «Правый сектор», как и некоторые другие батальоны, – это детище и «собственная армия» Коломойского. Как их ни зарегистрируй, они останутся верны своему патрону. В этом – другая сторона: военным очень не нравится, что добровольческий батальон диктует свои условия интеграции в состав армии. Они добились права сохранить свою структуру и оставить прежних командиров, даже если те не имеют воинских званий. Возможно, кто-то из военных решил указать «Правому сектору» его место, пригрозить».
Источник «НГ» не исключил, что на это наложилось желание кого-либо из окружения Петра Порошенко выслужиться перед президентом: «Говорят, Коломойский заинтересован в досрочных парламентских выборах. Говорят также, что добровольческие батальоны могут создать свою партию. Нынешним парламентским силам это не может понравиться. Могли попытаться принять превентивные меры. Но достигли, похоже, противоположного результата – только пропиарили и «Правый сектор» отдельно, и добровольческие батальоны в целом. В общем, как Янукович – Тимошенко: о ней бы забыли, если бы он не начал суд».
В Киеве вчера обсуждали и возможность того, что ситуация с «Правым сектором» была создана противниками президента. Но не политиками, а кем-то среди военного руководства. Виталий Бала отметил: «С тем, что произошло, должны разобраться соответствующие органы. Кто кому давал приказ начинать учения? Почему их проводили в это время в этом месте? Правда ли, что оружие направляли в сторону базы добровольческого корпуса? Все эти вопросы требуют четких и публичных ответов. Ситуация слишком серьезна, чтобы увиливать. Будут или не будут наказаны виновные за то, что в условиях внешней агрессии предпринималась попытка стравить украинские силы, – принципиально важный вопрос. Ответ на него покажет, контролирует ли Петр Порошенко ситуацию».
Киев