0
6411
Газета СНГ Интернет-версия

21.04.2015 00:01:00

В Таджикистане усиливают валютный контроль

Тэги: национальная валюта, таджикистан, экономика, генпрокуратура, национальная безопасность


национальная валюта, таджикистан, экономика, генпрокуратура, национальная безопасность Пункты обмена валюты в Душанбе берут штурмом. Фото Reuters

Курс национальной валюты Таджикистана – сомони стремительно снижается. По всей республике уже закрыты частные обменники. Совершить валютные операции можно в банках, подконтрольных исполнительной власти. Такое решение было принято Национальным банком (НБТ) на основании проверок Генпрокуратуры, выявившей многочисленные нарушения на валютном рынке республики. Эксперты считают, что фактическая ликвидация частных обменных пунктов валюты обернется возникновением черного рынка.

Генпрокуратура Таджикистана совместно с сотрудниками Службы национальной безопасности, милиции и НБТ провела рейд по всей стране по выявлению правонарушений в сфере обмена валюты. Было выявлено около 200 нарушений – вместо установленного курса в 6,28–6,30 сомони за 1 долл., некоторые обменники продавали доллары по более высокому курсу. «Курс иностранных валют в отношении национальной валюты – сомони повышается искусственно определенными заинтересованными группами. В отношении нарушителей будут предприняты жесткие меры, вплоть от отзыва лицензии», – говорится в распространенном в понедельник заявлении Генпрокуратуры. 

В связи с обилием нарушений НБТ принял решение о приостановлении деятельности по всей республике пунктов обмена валют физических лиц и обязал кредитные организации документально фиксировать каждый случай реализации наличной валюты гражданам. «Данная мера принимается с целью обеспечения стабильности на валютном рынке, поддержки национальной валюты и защиты интересов клиентов кредитных организаций», – говорится в сообщении Нацбанка. Всего было закрыто около тысячи частных обменных пунктов.

Ситуацию предпринятые меры Нацбанка пока не изменили. Курс сомони ожидаемо пополз вниз, и уже вчера американский доллар выставили на продажу по  6,42 сомони. При этом банковские обменные пункты работают только на прием иностранной валюты, долларов в наличии нет, сообщает информационный портал Avesta.tj

Национальная валюта сомони, введенная в обращение в 2000 году, считалась относительно устойчивой денежной единицей. Ее стабильность поддерживалась солидными финансовыми поступлениями из-за границы от трудовых мигрантов. 2014 год стал рекордным по объему переводов и достиг 4 млрд долл. С падением курса рубля в России соответственно сократился и объем денежных переводов в Таджикистан, и, как следствие, последовало снижение уровня жизни населения в целом. Чтобы как-то успокоить разволновавшееся население, власти Таджикистана нашли стрелочников, обвинив в махинациях с валютой частных менял.

«Аргументы Национального банка неубедительны и к стабилизации на валютном рынке не приведут. Нацбанк предлагает проводить все валютные операции через обменные пункты коммерческих банков. Но вся банковская система фактически зависима от исполнительной власти и семьи президента. Например, Агроинвестбанк возглавляет Муродали Алимардон – экс-вице-премьер Таджикистана. Он имеет хорошие отношения с первым лицом государства. Ориенбанк – принадлежит семье президента, Внешэкономбанк – тоже фактически связан с семьей главы государства. Многим частникам будет предложено провести перерегистрацию своих пунктов и преобразовать их в «центры по обмену валюты при коммерческих банках». Это приведет к росту коррупции. «Кроме того, не всем частникам удастся получить лицензию. Многие из них пополнят армию безработных», – сказал «НГ» таджикский политолог, доктор юридических наук Шакир Хакимов. По его словам, для укрепления национальной валюты надо в целом реформировать экономику республики: создать благоприятный инвестиционный климат, уменьшить коррупцию, осуществлять правильную финансовую и кадровую политику, увеличивать экспортный потенциал производств, предлагая товары как на рынках региона, так и за его пределами. «Меры, предпринятые Нацбанком, приведут к появлению в Таджикистане валютного черного рынка», – отметил эксперт.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Азы Мигранян, в Таджикистане начались неконтролируемые процессы, на которые власти не могут повлиять рыночными методами. Соответственно они пытаются ограничиться административными механизмами, чтобы не дать выйти из-под контроля ситуации. «Если процесс снижения курса национальной валюты не остановить, то экономику Таджикистана будет сложно спасти. Однако закрытие обменников и фактический запрет на продажу валюты носят явно не рыночный характер, и это обернется возникновением теневого рынка валюты», – считает Аза Мигранян. По ее словам, такая ситуация может привести к разгону инфляции, к падению уровня жизни населения, к снижению доходов, снижению спроса, соответственно к снижению ВВП и далее по цепочке – к экономической разрухе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1120
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1309
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
805
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
923

Другие новости