Фото Reuters
Принятие Верховной радой законов «О правовом статусе и чествовании участников борьбы за независимость Украины в XX веке» и «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики» стало очередным шагом украинских властей к созданию собственной версии исторических событий.
Принятие данных законов произошло без широкого общественного обсуждения. Авторы законопроектов вполне обоснованно опасались, что подобные предложения не получат одобрения как внутри страны, так и за ее пределами. В конечном счете это вело к тому, что законы могли отложить либо принять с другими формулировками.
Обращает на себя внимание быстрота, с которой проходило принятие законов. С момента их внесения в Верховную раду до принятия прошло менее недели. При этом были нарушены процедуры прохождения законопроектов.
На протяжении всех лет независимости вопрос о статусе Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА), советский период и коммунистическая идеология не раз становились предметом острых политических дискуссий. Сменяющие друг друга президенты и политические партии постоянно использовали межрегиональные противоречия для решения политических задач и удержания власти. Как правило, все ограничивалось политическими заявлениями и стычками в ходе проведения массовых акций, позволяя всем сторонам набирать политические очки. При этом власти сохраняли видимость неприятия героизации ОУН–УПА, попыток переписать историю, хотя в реальности многое делалось для того, чтобы создать свою версию исторических событий. Очевидно, что принятые законы не окажут влияния на борьбу с тоталитаризмом. В то же время они будут обострять общественно-политическую ситуацию в стране.
Приход к власти в ходе государственного переворота февраля 2014 года националистических сил открыл новую страницу в борьбе с советским периодом, переосмыслении роли ОУН–УПА. Для Киева отпала необходимость балансировать между востоком и западом страны. Более того, в условиях гражданской войны и сложной экономической ситуации власти нуждаются в темах, которые бы отвлекали внимание электората. Этим объясняются попытки властей не ограничиваться частичным пересмотром истории.
Принятые законы могут осложнить отношения Украины с Польшей, в которой отрицательно относятся к героизации воинов УПА. Впрочем, с учетом антироссийских санкций и поддержки Варшавой нынешнего курса Киева, который реализуется в контексте стратегии западных стран, польское руководство вряд ли будет публично выражать свое недовольство принятыми законами.
Политика Киева в гуманитарной сфере будет иметь долгосрочные последствия для развития украинского государства и российско-украинских отношений, которые последовательно лишаются общих ценностей. Курс украинских властей на разрыв исторически сложившихся связей с Россией, полный отказ от советского периода истории, пересмотр итогов Великой Отечественной войны ведут к формированию в Украине антироссийских настроений. За последние 20 лет в Украине выросло поколение, которое воспитано в духе неприятия России. Еще 5–10 лет подобной политики, и антироссийские настроения в Украине будут доминирующими.
Плоды подобных усилий уже проявляются. Отражением этого является рост числа населения, которое негативно относится к России, видя в ней причины экономического кризиса и собственного обнищания. В то же время массированная антироссийская кампания имеет и обратную сторону, увеличивая численность протестного электората, который не согласен с нынешним внешне- и внутриполитическим курсом. Данная часть населения находится под сильнейшим давлением властей, подвергаясь гонениям и уголовным преследованиям.
Новым моментом украинской политики стал перенос активной охоты на несогласных в Киев. Ранее эти процессы в основном наблюдались в регионах. Подобное изменение в подходах к проведению борьбы с несогласными объясняется ухудшением экономической ситуации и ростом социального недовольства как среди населения, так и среди политиков.
Борьба с коммунистической идеологией и наследием советской эпохи, по всей видимости, будет иметь продолжение. Киев может развернуться на «просторах» культуры, образования, языковой политики. При этом действия отдельных депутатов Верховной рады все больше напоминают повадки политической шпаны, которая дорвалась до власти и принимает решения без оглядки на последствия.