Петр Порошенко собирается на саммит Украина–ЕС. Фото Reuters
Сегодня в Брюсселе должны возобновиться трехсторонние консультации по поводу рисков, возникающих для России вследствие вступления в силу соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Ожидается, что главным итогом двухдневных переговоров станут неофициальные впечатления европейцев от общения с российской делегацией. Они повлияют на атмосферу запланированного на 27 апреля в Киеве саммита Украина–ЕС. Который, в свою очередь, станет прелюдией к решениям саммита ЕС 21–22 мая в Риге.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко ранее сказал «НГ», чего Киев сейчас хочет от ЕС. По его словам, приоритетными являются четыре направления.
В их числе – оказание финансовой помощи, направление международной полицейской миссии в Донбасс, введение безвизового режима и предоставление перспективы полноправного членства в ЕС. Ни одно из этих направлений на данном этапе не может увенчаться успехом, считает эксперт.
Говоря о планировавшемся на конец марта первом визите в Киев президента Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера и очередном приезде верховного представителя ЕС по иностранным делам Федерики Могерини, Бондаренко предположил, что высокие европейские гости попытаются подготовить украинскую власть к тому, что никакого прорыва в ходе саммита 27 апреля ожидать не стоит.
Но Юнкер и Могерини отменили свой визит в Киев. Ожидается, что они приедут через неделю на саммит Украина–ЕС, в котором также примут участие президент Европейского совета Дональд Туск и три еврокомиссара – по вопросам финансов, энергетики и политики соседства. Повестка дня и перспективы решения интересующих украинскую сторону вопросов остались прежними.
На днях министр иностранных дел Украины Павел Климкин в интервью изданию «Европейская правда» отметил, что саммит в Киеве принципиально важен независимо от его итогов. Он подчеркнул, что главное, на что надеется Киев, – это признание Евросоюзом Украины неотъемлемой частью Европы, европейского ценностного пространства. Климкин считает, что в ЕС есть консенсус относительно необходимости поддержки Украины, помощи в проведении реформ, а также восстановления территориальной целостности страны. «Но готов ли ЕС и каждая отдельная страна ЕС идти до конца, чего бы это ни стоило политически и экономически, – это действительно вопрос», – признал глава украинского МИДа.
Эксперты в Киеве отмечают, что на сегодня Европа не готова оправдать украинские надежды. Продвижение по всем интересующим Киев направлениям тормозится ситуацией в Донбассе и зачаточным состоянием реформ в Украине. Особенно чувствительным в этом смысле является вопрос отмены виз, который стал одним из важнейших факторов, повлиявших на евроинтеграционные настроения украинцев. И одним из обещаний, с которыми выступала новая власть Украины. Ранее ожидалось, что о безвизовом режиме будет объявлено на саммите ЕС в Риге. Однако в марте представители ЕС официально предупредили, что времени для подготовки к решению этого вопроса не осталось.
Директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев в комментарии, обнародованном «Экономическими известиями», объяснил, что на самом деле означает дипломатическая формулировка: «Из страны, где падает уровень жизни, растет безработица и бесправие, готовы бежать миллионы украинцев. ЕС эти риски осознает».
Глава парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Ирина Геращенко отметила, что в ЕС учитывают не только техническую готовность Украины к введению безвизового режима, но и политические риски: «Война является фактором, который не добавляет оптимизма европейской стороне». По ее словам, сейчас Киев надеется не на отмену визового режима, а на то, что в ходе саммита в Риге будут названы вероятные временные рамки отмены виз.
Но прямо вмешиваться в украинскую ситуацию – например, посредством направления полицейской миссии в Донбасс – европейцы не хотят из опасений ухудшить отношения с Россией. По этой же причине были возобновлены давно прерванные переговоры на уровне Украина–Россия–ЕС относительно введения украинско-европейской зоны свободной торговли (ЗСТ). Экономисты в Киеве отмечают, что такие консультации не были предусмотрены, но в прошлом году мотивировались тем, что ранее на Россию приходилось до 50% украинского товарооборота. Сейчас, когда этот показатель снизился в три раза, смысл консультаций вызывает сомнения. В Киеве подозревают, что ЕС ищет лазейки для налаживания торгово-экономических отношений с Россией.
Министр экономики Украины Айварас Абромавичус недавно заявил в интервью немецкому изданию Tagesspiegel: «Я разочарован, что некоторые страны ЕС ставят экономическую выгоду выше человеческих жизней». Он отметил: «Россия навязала нам конфликт, в котором уже погибли 6 тыс. человек, а еще 15 тыс. были ранены. Россия изменила европейские границы и тем самым поставила под угрозу безопасность всего региона. Я понимаю, что и другие вещи происходят в мире. Но Украина борется не только за собственное выживание и территорию, но и за стабильность всего континента».
Но ситуация такова, что в Киеве в последние дни говорили о том, что итогом консультаций в Брюсселе может стать последующее объявление на саммите Украина–ЕС о новой отсрочке с введением в действие ЗСТ между Украиной и ЕС. Григорий Перепелица считает, что такая отсрочка, сопровождающаяся вовлечением российской стороны в двусторонние отношения между Украиной и ЕС, разрушает процесс евроинтеграции Украины. По его словам, шаг за шагом российская сторона может добиться ревизии до 80% положений документов, которые были подписаны.
Бывший вице-премьер (в правительстве Юлии Тимошенко) по вопросам евроинтеграции, депутат Верховной рады Григорий Немыря убежден, что этого не произойдет. «У меня состоялись встречи в Европейской комиссии и Внешней службе ЕС, где один из вопросов, на который я хотел получить ответ, был: не ожидаются ли со стороны ЕС сигналы, что опять будет отложена на какой-то срок имплементация зоны свободной торговли? Я услышал ответ, что позиция ЕС остается неизменной, и они напомнили, что отложили применение соглашения в прошлом году до конца 2015 года по просьбе украинской стороны», – рассказал он.
Украинские оптимисты считают, что ЕС не отказался от поддержки Украины, но сделал акцент на экономическом развитии страны, которое, как считается, станет путем к урегулированию кризиса на востоке. На 28 апреля в Киеве запланирована Международная конференция по поддержке реформ в Украине, участие в которой примут и руководство ЕС, и дипломаты, и бизнесмены – около 400 делегатов. Некоторые украинские эксперты не исключают, что громкие политические убийства, о которых «НГ» писала в конце прошлой недели, – это попытка сорвать и саммит, и конференцию инвесторов.
Другие аналитики отмечают, что при наличии политической воли ничего сорвать не удастся. Один из бывших правительственных чиновников сказал «НГ»: «Как говорится, желающий ищет возможности, нежелающий находит причины. В нашем случае на причины слишком часто ссылаются лидеры ЕС, а в США говорят о возможностях». По словам собеседника «НГ», европейская политика в отношении Украины постепенно вольется в русло американской.
Речь идет о том, что Вашингтон, тоже не желая принимать никакого участия в конфликте в Донбассе, делает решительную ставку на экономическую помощь Украине и на продолжение давления на Россию. В пятницу президент Барак Обама заявил на пресс-конференции, что ЕС должен сохранять антироссийские санкции на прежнем уровне до тех пор, пока не будут выполнены в полном объеме Минские соглашения.
В то же время министр экономики Украины Абромавичус сообщил о запланированном на май (через неделю после саммита ЕС в Риге) впервые за три последних года заседании украинско-американского Совета по торговле и инвестициям. Он отметил, что американский бизнес может быть заинтересован в приватизации украинских предприятий и в инвестировании украинской промышленности.
Киев