Пирожки от советника госсекретаря США Виктории Нуланд. Киев, февраль 2014 года. Фото Reuters
28 марта 2015 года с любопытной законодательной инициативой о введении уголовной ответственности «за публичное отрицание факта агрессии со стороны государства, которое признано таковым решением Верховной рады», выступил лидер Радикальной партии Украины Олег Ляшко. В проекте закона № 2486, предлагающем эту поправку в Уголовный кодекс, какое-либо государство не назначено страной-агрессором. Именно поэтому нужно помочь братьям-славянам определиться в том, кто сегодня является агрессором по отношению к Украине. Это нужно сделать еще и в силу того, что 27 января Рада приняла юридически необоснованное и потому ошибочное заявление о признании России страной-агрессором.
ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ
Для начала – о понятии «агрессия» (от лат. aggressio – нападение). Резолюция «Определение агрессии» Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года так разъясняет это: «Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом Организации Объединенных Наций» (статья 1).
Обязательный признак – первенство или инициатива применения вооруженной силы (статья 2).
Статья 3 перечисляет действия, которые квалифицируются как акт агрессии:
– вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
– бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
– блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
– нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;
– применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
– действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
– засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
В «Определении агрессии», данным ООН, особо указывается, что никакие соображения политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии. Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответственность. Более того, в соответствии с резолюцией ООН «никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными».
ГАРАНТИИ УКРАИНЕ ОТ АГРЕССИИ
В 2014 году мировое сообщество обнаружило, что Украина стала жертвой агрессии. Российской, по мнению лидеров США, ЕС, их союзников. Страны БРИКС опровергают это обвинение в адрес России. Да и руководство нашей страны вполне обоснованно отрицает предъявленные обвинения.
Коль речь зашла об агрессии в отношении Украины, уместно напомнить, что два десятилетия назад защищать эту страну от агрессии обязались ведущие ядерные державы – США, Великобритания, Россия. Тогда, после распада СССР, принимались меры для предотвращения распространения ядерного оружия. В результате консультаций бывшие советские республики, где на тот момент находилось ядерное оружие, обязались передать его Российской Федерации как преемнику Советского Союза. Это решение оформлялось соответствующими договорами.
Среди прочих 5 декабря 1994 года в Будапеште был заключен «Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия». Будапештский меморандум, который подписали Украина, Россия, Соединенные Штаты и Великобритания, обязывал страны-гаранты уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, воздерживаться от угрозы силой или от ее применения против территориальной целостности и политической независимости Украины.
Стороны обязались, что никакие вооружения этих стран не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. В случае если Украина станет жертвой акта агрессии, страны-гаранты будут добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию ей помощи. Меморандум вступил в силу с момента его подписания, поскольку необходимость ратификации в нем не указывалась.
ЗАКОННОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЙСК НА УКРАИНЕ
За полгода до этих событий 15 апреля 1994 года президенты России и Украины подписали в Москве соглашение «О поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота». Впоследствии заключались соглашения, определяющие статус и условия пребывания Черноморского флота ВМФ РФ на территории Украины, а также о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота бывшего Советского Союза. Тогда стороны договорились об использовании российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов инфраструктуры в Крыму до 2017 года с возможностью продления договора.
В результате Россия получила в Крыму более тысячи объектов, в том числе для базирования кораблей, а также десантный полигон и два аэродрома. Россия имела право содержать на Украине не более 25 тыс. человек личного состава, не больше 24 артиллерийских систем калибра более 100 мм, 132 бронемашины, 22 самолета.
21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали соглашение о продлении срока базирования российского Черноморского флота в Крыму на 25 лет после 2017 года (с правом продления аренды).
Черноморский флот, как составная часть российского Военно-морского флота, мог участвовать в сотрудничестве в области оборонной политики и охраны внешних границ в рамках Содружества независимых государств (СНГ). Таким образом, Украина получила от России дополнительные гарантии безопасности.
РОССИЯ НЕ НАРУШАЛА БУДАПЕШТСКИЙ МЕМОРАНДУМ
Несмотря на гарантии высоких сторон в 2014 году Украина все же стала жертвой агрессии.
Если российской, то с какого момента на Россию повесили ярлык агрессора? До майдана она была донором Незалежной и вплоть до конца февраля 2014 года, когда на Украине совершился государственный переворот, никто не заикался назвать действия России агрессивными. Наша страна скорее напоминала простушку, которая своей единокровной родственнице давала деньги, причем без особых гарантий на их возвращение.
Даже когда Совет Федерации России 1 марта 2014 года принял постановление «Об использовании Вооруженных сил РФ на территории Украины», нашу страну никто не обвинял в агрессивности. Впрочем, постановление было скорее декларацией о готовности действовать в защиту соотечественников. Дело в том, что разрешение на использование войск за пределами страны президенту России не требуется. Федеральный закон России «Об обороне» после 2009 года дает ему право на:
– отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных сил РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;
– отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой;
– защиту граждан России за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
К тому же постановлением Совета Федерации от 16 декабря 2009 года президенту РФ предоставлена возможность принимать решения об использовании вооруженных сил за рубежом, то есть и войска, находящиеся в Крыму.
Все эти положения российского законодательства, заметим, соответствуют Уставу ООН, международным обязательствам и договорам, которые заключила Россия.
Люстрация с пристрастием по-украински в исполнении бойцов «Правого сектора».
Фото с сайта www.styknews.info |
Таким образом, в течение первых трех недель марта 2014 года, когда народы Крыма на референдумах решали вопрос о выходе из состава Украины, Россия имела полное право действовать вооруженной силой для защиты своих граждан и имущества граждан. К тому же, выполняя решения Будапештского соглашения 1994 года, Россия обязана была противодействовать актам агрессии против Украины (об этом ниже). И эти права войск и сил России были дополнительно подтверждены постановлением Совета Федерации. Корректность поведения российских войск засвидетельствовали международные наблюдатели, под чьим пристальным взором проходили в Крыму и в Севастополе.
Даже после провозглашения в апреле Харьковской, Донецкой и Луганской народных республик еще не зазвучали обвинения в агрессивности России. И уже во второй половине апреля 2014 года, словно по команде, западные политики и СМИ загалдели об агрессивности нашей страны.
Почему столь подробно ставится вопрос о том, с какого момента России предъявляются обвинения в совершении акта агрессии? Да потому что обязательным признаком агрессии в соответствии со статьей 2 ооновского «Определения агрессии» является первенство и инициатива применения вооруженной силы. Агрессором признается тот, кто первым напал на страну-жертву и предпринял против суверенитета страны действия, не совместимые с Уставом ООН.
ГУСИ-ЛЕБЕДИ ИЗ ЕС И АМЕРИКИ
Хронология событий показывает, что инициатором агрессии в отношении Украины стала отнюдь не российская сторона.
Бывший сотрудник американской разведки, лингвист Скотт Рикард в интервью телеканалу Press TV заявил, что США и Евросоюз готовили евромайдан несколько лет. Заместитель госсекретаря США и уполномоченный США по делам Европы Виктория Нуланд подтвердила, что Соединенные Штаты для этой цели вложили в Украину около 5 млрд долл.
6 марта 2014 года российские СМИ сообщали, что «не менее 300 наемников вместе со своим спецоборудованием, экипировкой и, возможно, оружием уже находятся на Украине. При этом, по данным информированных источников информагентств, «большинство из них прибыли из США» и ранее «находились по частным контрактам в Ираке, Афганистане и других странах».
В начале марта, буквально через несколько дней после государственного переворота, иностранные «чоповцы» уже вовсю орудовали на Украине. Когда они приехали – до или после смещения Виктора Януковича, – предмет отдельного разбирательства. Но это произошло до того момента, когда российской стороне стали предъявлять обвинения в использовании вооруженной силы на территории Украины.
Директор канадского Центра исследования глобализации Мишель Чоссудовский в апреле 2014-го заявил, что НАТО использует частные компании для подготовки боевиков на Украине. «Эти организации (частные охранные компании) делают то, что НАТО не может делать открыто, – они тренируют террористов», – заявил эксперт.
В сообщении, размещенном на официальной странице Министерства иностранных дел (МИД) России 8 апреля 2014 года, выражалась озабоченность, что в военных приготовлениях на Украине участвуют иностранные наемники. «Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что к этой операции подключено около 150 американских специалистов из частной военной организации Greystone, переодетых в форму бойцов подразделения «Сокол» (спецподразделения Управления по борьбе с оргпреступностью УМВД областей Украины. – П.С.)». В сообщении МИД России сообщалось, что перед иностранцами поставлена задача силового подавления протестов жителей юго-востока страны против политики нынешних киевских властей.
В августе 2014-го стало известно, что военную подготовку сотрудников украинских силовых ведомств обеспечивают несколько американских частных военных компаний. Одна из них – MPRI, согласно данным из открытых источников, начиная с 2005 года, реализовывала на Украине 192 контракта, профинансированных Министерством юстиции США. Из указанного количества контрактов 55 были заключены после 2010 года. Иными словами, подготовка событий, которые привели к государственному перевороту на Украине, началась Соединенными Штатами почти 10 лет назад.
За год до переворота в Киеве, еще в 2014 году, Министерство юстиции США заключило контракт с американской частной компанией L-3 Communications. Предметом контракта стала военная подготовка специально завербованных военнослужащих Украины.
Подробности деятельности ЧВК на Украине стали известны после начала боевых действий на востоке Украины, когда «дикие гуси» на территории вооруженного конфликта стали бесследно исчезать. Как сообщили СМИ, при попытках провести рекогносцировку на местности вблизи Славянска пропала бесследно разведывательно-диверсионная группа американской ЧВК Academi. Следующей беспрецедентной по масштабу пропажей стало исчезновение в донецких землях спецгруппы из 20 наемников ЧВК Greystone, входящей в Academi. Координатором пропавшего отряда являлся специальный агент ЦРУ, лично знакомый с его директором Джоном Бреннаном. Часть приглашенных специалистов, учитывая невозможность работать в столь «диких» условиях, известила руководство своих компаний о немедленном прерывании контрактов и возвращении домой.
Как только ситуация начала ускользать из-под контроля «координирующих» лиц, в нее вынужден был вмешаться тайком прилетевший под чужим именем сам директор ЦРУ. Он поставил задачу выяснить информацию о судьбе бесследно исчезающих наемников, в том числе, наверное, и своего протеже.
События на Украине показали высокую квалифицированность и обученность боевиков украинского «Правого сектора». Как сообщил в своем интервью телеканалу «Россия 24» бывший глава СБУ генерал-майор Александр Якименко, ссылаясь на агентурные донесения, их готовили на территории Латвии и Польши. Эти страны, а также Эстония предоставили свою территорию для подготовки боевиков с целью заброса их в иностранные государства для дестабилизации экономики и порядка. Позднее выяснилось, что участие поляков в украинском кризисе включало и подготовку боевиков-неонацистов, и участие наемников из польских ЧВК в боях в Донбассе, и поставки оружия киевскому режиму, и создание польско-литовско-украинской бригады ЛитПолУкрбриг.
Роль Польши в подготовке украинских боевиков разоблачают сами поляки. Так, польский еженедельник Nie рассказал об обучении еще осенью 2013 года в Центре подготовки полиции рядом с Варшавой 86 членов «Правого сектора». Учебу профинансировало Министерство иностранных дел Польши. Месячный курс подготовки включал изучение методов организации массовых протестов, тактику уличного боя, приемы стрельбы, включая снайперскую. «Подготовленные в Польше террористы убивали на майдане», – открыто заявил по польскому телевидению депутат Европарламента от Силезии Януш Корвин-Микке.
АГРЕССИЯ ИДЕТ С ЗАПАДА
Статья 3 резолюции ООН «Определение агрессии» указывает, что актом агрессии считается «засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них».
Приведенные факты из открытой печати красноречиво указывают на страны, которые действовали вопреки резолюции ООН «Определение агрессии». Государствами-агрессорами наряду с Соединенными Штатами являются Польша, Латвия, Эстония... Не потому ли именно оттуда наиболее громко раздаются заявления об агрессивности России и о необходимости применять к ней новые санкции и даже оружие?
Итак, Украина действительно стала жертвой агрессии, но не со стороны России, а со стороны стран НАТО, в первую очередь США и Евросоюза. Они создали свои туземные войска на Украине, в том числе и «Правый сектор», обучали подразделения террористов и националистов, в том числе и на своей территории. Они финансировали процессы, которые привели к государственному перевороту на Украине. К конфликту привлекли частные военные компании, как это было в Афганистане, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Таким образом, Соединенные Штаты, а может быть, и Великобритания, нарушили не только резолюцию ООН, но и статью 2 Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении – обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины.
Для прикрытия своих действий агрессор обвиняет Россию в нарушении международных договоров и обязательств по давно известному принципу: вор громче всех кричит «Держите вора».
РЕВЕРСИ В ПОЛИТИКЕ
Депутаты Верховной рады Украины приняли решение о признании России страной-агрессором. В их силах отозвать это ошибочное заявление и назвать истинных виновников нынешней трагедии Украины.
Силы, способные сорвать замыслы агрессоров (образумившиеся депутаты, ополченцы ЛНР и ДНР, скрывшиеся в подполье противники нынешнего режима, здравомыслящие люди в вооруженных силах и службе безопасности, оппозиция и т.д.) имеют правовую основу для того, чтобы открыть путь для скорейшего возрождения Украины. Для страны восстановление истины о том, кто на само деле является агрессором, оправдано и экономически. Ведь резолюция ООН указывает: «Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными». А значит, передел собственности, который идет на Украине, может быть пресечен.
Вопрос о том, кто вернет Украину на путь возрождения, остается пока открытым. Однако граждане Украины могут быть уверены, что Россия не оставит свою славянскую сестру в беде. Нужно сделать всего один ход, чтобы геополитическая доска чудесным образом изменила свой цвет, как это бывает в японской игре реверси.