Грузинские полицейские хотят иметь право стрелять при возникновении угрозы. Фото Reuters
Сотрудники правоохранительных органов Грузии готовят обращение к руководству МВД и властям страны с просьбой расширить их полномочия. За последние месяцы от действий преступников пострадало около полутора десятков полицейских. Силовики надеются на то, что список обстоятельств, при которых им разрешено применять оружие, будет расширен.
Ситуация в Грузии складывается щепетильная. С одной стороны, полицейский должен иметь право применять оружие в определенных случаях. Но с другой – при президентстве Михаила Саакашвили и объявленной им «нулевой толерантности» к преступному миру действия полицейских стали отдавать вседозволенностью, а проводимые спецоперации – напоминать перестрелки на Диком Западе.
В какой-то момент Грузию охватил террор людей в форме, отстреливавших представителей криминального мира без суда и следствия, а лишь по подозрению. И ладно бы только безжалостных убийц или неисправимых бандитов. Жертвами полицейских операций не раз становились невинные люди, иногда и вовсе случайные прохожие. Кампания по «нулевой толерантности» в итоге стала одной из причин ухода из власти правившего Грузией девять лет Единого национального движения (ЕНД), а также едва ли не главной статьей обвинений бывшего главы МВД Вано Мерабишвили и экс-министра обороны Бачаны Ахалаи, отбывающих сегодня многолетние тюремные наказания.
Новые власти Грузии начали с послабления внутреннего режима. Полиции оставили чуть ли не те функции, которые у нее были на начальном этапе реформы, проведенной командой Саакашвили. Тогда полицейские в одночасье превратились в отряды «тимуровцев», мчащиеся на помощь согражданам по любому поводу, напрямую к полицейской службе даже не имевшему отношения.
Одновременно была затеяна масштабная амнистия. И из тюрем вышли не только мальчишки, от большого ума загремевшие под чрезмерно суровые статьи УК, принятые при «националах». Свободу обрела публика разнообразная. Некоторые амнистированные продержались совсем недолго. Общий криминогенный фон, по признанию самих властей, ухудшился. А недавно стало совсем плохо. В разных регионах Грузии были зафиксированы нападения на полицейских. Причем так, что возникло впечатление об организованной акции. Возможно, ведущееся следствие обратится к этой версии.
Пока, судя из официальных сообщений МВД Грузии, по делу о нападении на полицейских задержан один человек – некий Шалва Абуладзе. Он обвиняется в убийстве двух сотрудников органов и ранении также двоих полицейских. Первый инцидент, в результате которого обвиняемый убил одного и ранил другого полицейского, произошел в курортном городке Боржоми. Следующий с аналогичным результатом – спустя некоторое время в Тбилиси, когда дежурившие около одной из станций метро полицейские узнали Абуладзе по составленному фотороботу и попытались проверить у него документы. Арестовали стрелка в одной из деревень Боржомского района, изъяв при задержании два пистолета и гранату. Подозреваемый, впрочем, как сообщил журналистам адвокат, вины не признает и утверждает, что на полицейских не нападал, а реальный убийца находится на свободе и убийства работников органов продолжатся. Это, к слову, о версии об организованной атаке на полицию.
Как заявил журналистам депутат от ЕНД Гиви Таргамадзе, Абуладзе можно было арестовать намного раньше. «Было известно, где именно он прятался после совершения преступлений. Но спецназ отказался участвовать в операции по его задержанию. И я понимаю такой настрой», – заявил Таргамадзе. По его словам, сегодня 10–12 сотрудников правоохранительных структур обвиняются в превышении полномочий, им угрожает тюремное заключение за применение оружия при исполнении обязанностей. «Операция против такого натренированного типа, как Абуладзе, предполагала, что оружие скорее всего придется применить. Спецназовцы требовали гарантий того, что сами не попадут под суд», – рассказал Таргамадзе. По его мнению, полиции надо создать необходимые условия для полноценной службы, иначе результаты будут плачевные. И речь не только о повышении уровня преступности, но и об элементарном моральном разложении работников силовых структур.
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили выступил с обещанием ознакомиться с ситуацией и провести мероприятия, максимально обеспечивающие безопасность полицейских. Сами полицейские считают, что нужно расширить их права при проводимых операциях. Но часть общественности (и немалая) настроена категорически против этого, опасаясь возвращения периода, получившего название полицейского террора.