Депутаты уготовили Петру Порошенко сложную ситуацию. Фото с официального сайта президента Украины
Вчера президент Украины не подписал принятый Верховной радой пакет законов о декоммунизации. Петр Порошенко оказался в крайне сложном положении: законы вступят в силу только после подписи президента, но если Порошенко их подпишет, Украина навсегда потеряет Донбасс. Если же не подпишет, это вызовет недовольство Западной Украины. Скорее всего глава государства вернет законы в парламент для внесения поправок.
Как писала «НГ», 9 апреля депутаты в экстренном порядке, по сокращенной процедуре и фактически без обсуждения, приняли четыре закона, именуемые в обиходе «пакетом по декоммунизации».
Первый из них предполагал рассекречивание советских архивов КГБ, копирование их на современные электронные носители, перемещение документов из закрытых архивов силовых органов на специально созданную площадку, где будет обеспечен свободный доступ к советским секретам.
Второй закон установил правовой статус всех участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке. То есть статус ветеранов получили наряду с воинами Советской армии бойцы формирований, которые в период СССР считались преступными организациями, в частности Украинской повстанческой армии (УПА признана в РФ преступной. – «НГ»). Государство признало их звания и награды – причем не вместо, а наряду со знаками отличий и наградами советских воинов. Кроме того, была введена уголовная ответственность за публичное отрицание права на борьбу за независимость Украины в период СССР, а также за непризнание заслуг участников национально-освободительного движения.
Признав законным право на борьбу за независимость, депутаты приняли третий закон – он фактически заменил в украинском законодательстве понятие «Великая Отечественная война» термином «Вторая мировая война». Начиная с этого года в Украине, как и в Европе, 8 мая будут отмечать День памяти и примирения. Но 9 мая останется Днем победы. Депутаты пояснили «НГ», что ветераны Советской армии, как и ранее, смогут надеть свои награды и выйти на улицы под знаменами своих воинских частей. Это регламентируется законом о правовом статусе участников борьбы за независимость. Под запретом окажутся неперсонифицированные символы вроде георгиевской ленточки. Согласно четвертому из пакета принятых законов – «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики», публичное использование символов коммунизма и нацизма в Украине запрещено.
На смену эйфории под лозунгами об окончательном разрыве связей с советским прошлым пришло понимание проблем, которые создаются последним из названных законов. Он предполагает расследование преступлений, совершенных советским режимом на территории Украины. Однако не дает ответа на вопрос о расследовании преступлений тех, кто боролся за независимость Украины. Возможно ли сейчас провести такие расследования, насколько их результаты будут исчерпывающими и корректными – другой вопрос.
Но в названном законе содержатся не менее сложные нормы, которые нужно выполнять немедленно. Например, требуется в течение полугода сменить названия более 20 городов, начиная с Днепропетровска и Кировограда и заканчивая несколькими Красноармейсками и Первомайсками. Переименовать следует также десятки районов, сотни сел и поселков, тысячи улиц, с которых, кстати, придется убрать памятники советской эпохи. Экономист Александр Охрименко оценил стоимость такого проекта минимум в 5 млрд грн (до 300 млн долл.).
У граждан, которые слышат от власти призывы туже затянуть пояса и которые до сих пор собирают средства для волонтерской помощи армии, могут возникнуть вопросы относительно необходимости тратить значительные средства на переименование улиц в условиях войны.
Александр Охрименко пояснил украинским СМИ, что речь идет не только о новых табличках на домах, но также о новых документах, которые придется изготовить и городской власти, и всем предприятиям, и местным жителям. «Это и новые атласы в школах, и демонтаж памятников, и прочее. Под шумок многие мэры под видом переименования попытаются освоить бюджетные деньги, хотя лучше было бы на эти средства наконец отремонтировать дороги», – сказал экономист. Но даже если все чиновники будут предельно честно выполнять закон, это потребует огромных административных усилий и затрат. Ведь перерегистрацию придется пройти не только гражданам, но и владельцам торговых знаков, содержащих элементы символики тоталитарного режима. Серп и молот теперь под запретом независимо от контекста. И средствам массовой информации – по той же причине. Например, газета «Комсомольская правда в Украине» вряд ли сможет издаваться под таким названием.
Встал вопрос и о том, как переименовывать. Нелогично менять название Днепропетровска на старое – Екатеринослав – в честь российской царицы. И непонятно, как назвать поселки, например Орджоникидзе, построенные в советские времена на месте, где не было поселений со старыми названиями.
В Верховной раде звучат предложения предоставить право выбрать новые названия самим жителям, а обязанность реализовать их решения возложить на местную власть. Как пояснил депутат от «Блока Петра Порошенко», бывший руководитель Комитета избирателей Украины Александр Черненко, можно было бы осенью одновременно с выборами в местные органы власти провести консультативные референдумы о новых названиях. Но, во-первых, до осени закон уже должен быть выполнен, во-вторых, местные референдумы не прописаны в украинском законодательстве, в-третьих, у местных властей может не оказаться средств для затрат, связанных с переименованием.
Впрочем, это не самая сложная проблема, созданная новыми законами. Эксперты отмечают, что главная опасность связана с нечеткими определениями, что является пропагандой символики. Например, советские символы в учебниках по истории, получается, использовать запрещено. Лидер украинской Компартии Петр Симоненко заявил, что отныне запрещено «использовать цитаты Ленина, чтобы просто объяснить свою позицию; в библиотеках запрещено использовать советскую литературу, являющуюся классикой». Авторы закона утверждают, что Симоненко лжет, и заверяют, что перегибов и гонений не будет. Однако закон четко не определяет, что можно, а чего нельзя, что является запрещенной агитацией, а что – разрешенной научной работой.
Некоторые члены правящей коалиции, проголосовавшие за пакет законов, не дожидаясь подписи президента, направили главе государства предложение внести поправки в законы. Депутат от пропрезидентского блока Дмитрий Тымчук отметил, что законы, прерывающие связь Украины с советским прошлым, нужно было принять еще после провозглашения независимости: «Тогда мы бы скорее построили нормальную страну и нынешних событий в Донбассе могло бы не быть».
Однако текст законов, которые приняты сейчас, по мнению депутата, может породить новые споры. Поэтому Тымчук предложил уточнить нормы законов: «Я подготовил поправки, которые позволят исключить двузначные толкования и четко зафиксируют: боевые награды советского периода и награды за честный труд как были, так и остаются предметом гордости и символом признания заслуг». Он предлагает прямо прописать в законе норму о том, что запрет советской символики не касается не только наград, но также знамен военных частей Советской армии и всех документов, выданных в период СССР.
Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик считает, что подобные точечные поправки ситуацию не изменят. «Принятые законы создают основу для конфликта в обществе, формируют основу для установления монополии на истину в оценке исторических событий и для академической цензуры», – сказал он «НГ».
Эксперт отметил, что проблема кроется в попытке тотально осудить все, что связано с Украинской ССР, хотя советский период в украинской истории был неоднозначным: «Советский режим в разные периоды проявлял себя по-разному. Был сталинизм, принесший голодомор. Но были этапы стремительного развития и расцвета. Нельзя все это причесать под одну гребенку». Кулик заметил, что новые законы содержат внутренние противоречия. Например, уголовное преследование за непризнание заслуг борцов за независимость означает, что ни ученые, ни рядовые граждане не имеют права осудить тех, кто устроил волынскую резню, хотя государство ранее осудило их.
Виталий Кулик считает, что поспешное, авральное принятие законов вылилось в «совковые методы запретов». «Восточная Европа прошла этот путь ошибок. Зачем нам сейчас их повторять? И давать повод лидеру коммунистов Петру Симоненко направлять в Европейский суд по правам человека иск против Украины?» – отметил эксперт.
Виталий Кулик выразил надежду, что Петр Порошенко не будет подписывать пакет законов. В то же время руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко сказал «НГ», что депутаты своим голосованием создали для главы государства неразрешимую проблему. Подписав их, Порошенко навсегда останется врагом Донбасса. Не подписав, настроит против себя Западную и часть Центральной Украины. «Выход может быть в том, чтобы подписать некоторые законы, а другие отправить на доработку. Или – найти способ отложить решение этого вопроса. Но, правда, подобная ситуация уже была, когда Верховная рада приняла очень несовершенный закон о люстрации. И президент Порошенко тогда подписал его. Так что он может подписать спорный пакет и сейчас», – предположил Бондаренко.
Эксперты в Киеве отмечают, что украинская власть, придерживаясь линии на евроинтеграцию, стремится сжечь мосты с советским прошлым. И делается это именно сейчас, потому что Россия, которую в Украине считают агрессором, в новой политике воссоединения акцентирует внимание на общем прошлом и на советских символах этого прошлого. Подобная линия находит отклик в Донбассе и частично в некоторых соседних областях юго-востока Украины. Обращают внимание на слова главы МИД РФ Сергея Лаврова, который после встречи «нормандской четверки» в Берлине в понедельник заявил, что принятые Верховной радой законы о декоммунизации означают «героизацию нацистов». «Будем постоянно обращать на это внимание наших партнеров. Я думаю, что они понимают, насколько губительна для мирного процесса (в Донбассе. – «НГ») подобная активность Верховной рады», – сказал он.
Константин Бондаренко считает, что законами о декоммунизации людей переубедить невозможно. Но принятие таких законов может отрезать Донбасс от Украины. «Мне иногда кажется, что ведется специальная и планомерная работа по отсечению Донбасса. Возможно, под лозунгами реинтеграции регион умышленно превращают в серую зону, в которой финансовые потоки и потоки контрабанды кем-то контролируются», – отметил он.
Киев