Отношения между Бидзиной Иванишвили и Гиоргием Маргвелашвили уже совсем не дружеские. Фото Reuters
Неформальный лидер Грузии Бидзина Иванишвили выступил с жестким заявлением в адрес президента Гиоргия Маргвелашвили. Он обвинил его в некорректности и безответственности. Критика экс-премьер-министра Грузии, очевидно, вызвана недавним выступлением Маргвелашвили в парламенте, в ходе которого он нелицеприятно отозвался о работе правительства. Происходящее в очередной раз подтверждает глубокую разобщенность в грузинской элите, готовую перерасти в открытое противоборство.
Мировая политическая история не знает такого ненормального противостояния, которое наблюдается сегодня между выдвиженцем от партии и самой партией, цитировали в понедельник информационные агентства Бидзину Иванишвили, выступившего накануне вечером по телеканалу GDS, который принадлежит одному из его сыновей.
Противостояние, о котором объявил экс-премьер, началось не сегодня и не вчера, а сразу после президентских выборов 27 октября 2013 года, в которых победил Маргвелашвли и которые без поддержки Иванишвили выиграть не имел ни единого шанса. В дни предвыборной кампании Иванишвили, за год до этого сокрушивший на парламентских выборах «Национальное движение» президента Михаила Саакашвили, обратился с просьбой к населению проголосовать за своего ставленника – министра образования Маргвелашвили: «Это нужно стране. Голосуя за него, считайте, что голосуете за меня!» – призвал электорат Иванишвили. Электорат, пребывавший в уверенности в скорой раздаче слонов и иных благ, послушно избрал президентом Грузии философа по образованию Маргвелашвили. Он успех расценил философски и еще до инаугурации объявил политическому патрону, что свою миссию видит в оппонировании правительству, дабы в Грузии не возник перекос власти.
Иванишвили, как признался позднее, не придал значения словам своего фаворита, ибо и близко не подозревал, что Маргвелашвили на ровном месте начнет вносить смуту в правящую коалицию. Но он действительно стал оппонировать. И правительству, и своей же партии – «Грузинской мечте» (ГМ), которая выдвинула его кандидатом в президенты. А когда Иванишвили попытался в приватной беседе вразумить Маргвелашвили, то наткнулся на такую его реакцию, что вынужден был объявить на всю страну о допущенной кадровой ошибке.
«Я ошибся в Маргвелашвили. Ошибся как в политике и как в человеке», – признание в прямом эфире одного из телеканалов далось Бидзине Григорьевичу с трудом – человек, который своей сверхудачной политической карьерой был абсолютно всем обязан лично ему, перестал с ним считаться спустя несколько дней после получения ключей от президентского кабинета.
Впрочем, образ ключей вскоре материализовался и стал новой причиной резонансной ссоры между президентом и его недавним покровителем. Маргвелашвили нарушил договоренность и вопреки своим же публичным обещаниям не переступать порога Дворца президента, решил занять это помпезное здание, построенное его предшественником – Михаилом Саакашвили.
Понять происходившее непросто. Так же как причину иррациональной ненависти к президентскому дворцу, который был построен в конце концов не лично для Саакашвили, а как институциональное здание. Ну, в самом деле – не из-за сомнительного же ярлыка «Особняк Калигулы»?! Но факт остается фактом – если и хотел Маргвелашвили окончательно вывести из себя Иванишвили, то нашел для этого лучший ход. Его переезд во дворец вызвал такую ярость неформального лидера Грузии, что и по прошествии года он обиду не забыл. «Ежегодная эксплуатация этого дворца обходится государству в 5–6 млн лари (около 3 млн долл. – «НГ»)», – заявил он телеканалу GDS, отметив, что правящая коалиция хотела использовать здание для других целей.
«Маргвелашвили находится в оппозиции к команде, которая привела его к власти… Он практически ни за что не отвечает, имея большую легитимацию, так как избран прямым голосованием, и с него нельзя ничего спросить. Я несколько раз в публичных выступлениях обращал внимание на политическую некорректность действующего президента. Моя критика обоснованна», – считает Иванишвили. Особое недовольство бывшего премьера, судя по его словам, вызывает то, что Маргвелашвили периодически использует право наложения вето на решения парламента. Другое дело, что вето каждый раз преодолевается в высшем законодательном органе путем переголосования, но диссонанса и какофонии в верхах от этого меньше не становится.
Выступление Иванишвили, по оценке ряда местных экспертов, свидетельствует не только о серьезных разногласиях и противоречиях в правящей элите – об этом было известно давно, но, пожалуй, о том, что планы олигарха быть закулисным лидером Грузии, решать вопросы по своему усмотрению, не будучи облаченным властными полномочиями, быть этаким грузинским Дэн Сяопином, если пока и не потерпели фиаско, то не оправдались в той степени, на которую он рассчитывал, и более того – был уверен. У Гиоргия Маргвелашвили почти нет конституционных полномочий для серьезного сопротивления Иванишвили и хранящему ему верность премьер-министру Ираклию Гарибашвили. Однако он вполне способен, используя расползающееся недовольство населения правлением ГМ, нарастить собственный политический капитал. Тем более что в элите Грузии, похоже, есть силы, которые в противостоянии Маргвелашвили с Иванишвили и его командой могут или уже готовы поддержать президента.
Об этом косвенно свидетельствует заявление бывшего советника Иванишвили, эксперта по экономике Гии Хухашвили. В эфире телекомпании «Триалети» он заявил, что ставленник Иванишвили на пост премьера – Гарибашвили – не соответствует должности. «В свое время я отказался работать его советником, желая, чтобы он чувствовал себя комфортно в принятии решений. Думаю, Гарибашвили не соответствует занимаемому посту. Я не мог быть его советником – из него очень трудно сделать лидера», – заявил эксперт.