Айварас Абромавичус сообщил, что санкции против РФ уже действуют. Фото Reuters |
В ближайшее время Украина может запретить российским компаниям принимать участие в приватизации на своей территории. Российское имущество и счета некоторых россиян, уже работающих в Украине, могут быть национализированы. Готовящиеся решения в Киеве мотивируют необходимостью ужесточить санкции против государства-агрессора. Для тех, кто попытается опротестовать факт агрессии со стороны РФ, планируется уголовная ответственность.
Инициатором жестких мер выступила Радикальная партия. Депутаты из этой фракции зарегистрировали законопроекты: о национализации российского имущества в Украине и уголовном преследовании лиц, отрицающих агрессию.
Еще неделю назад украинские эксперты прогнозировали, что наделавшие шума законопроекты не будут даже рассматриваться. Ведь украинская власть действует крайне осторожно, когда речь заходит об антироссийских мерах. Например, предложения о национализации имущества, принадлежащего России, впервые прозвучали год назад, сразу после аннексии Крыма. Однако не были поддержаны. Даже перечень санкций, которые Украина может ввести против РФ, был утвержден только в конце лета, когда в Донбассе разгорелись боевые действия. А список лиц и компаний, по отношению к которым могут быть введены такие санкции, должен пройти длительную процедуру согласования и утверждения.
Осенью украинское правительство сообщило, что внесло в черновик списка около тысячи российских граждан, которых украинская сторона подозревает в поддержке аннексии Крыма и в разжигании сепаратизма в Донбассе, а также около 200 российских компаний. Несколько месяцев об этом ничего не было слышно. А в начале февраля с.г. министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, отвечая на вопросы депутатов в Верховной раде, сообщил, что санкции уже действуют.
«Был вопрос об аннулировании или остановке лицензий и других разрешительных документов, которые останавливают определенный вид деятельности. Хотел бы сообщить следующее: на данный момент по отношению к 160 субъектам хозяйственной деятельности Российской Федерации действуют такие санкции», – сказал он. Министр уточнил, что таким образом Украина присоединилась к санкциям, которые ранее ввели ЕС и США. Но в отличие от западных партнеров украинская власть не обнародовала свой санкционный список. Абромавичус отметил, что он находится на окончательной сверке и после утверждения президентом будет опубликован.
До сих пор чиновники неофициально отмечали, что санкции против России бьют и по украинской экономике, которая еле сводит концы с концами. Они выражали обоснованные опасения, что громкий санкционный демарш с украинской стороны привел бы к тому, что Россия арестовала бы украинское имущество на своей территории и потребовала бы немедленно вернуть 3 млрд долл. кредита, выданных Виктору Януковичу в декабре 2013 года из Фонда национального благосостояния РФ.
Поэтому Киев взял курс на решение ситуации в международных судах. К настоящему моменту сообщалось, что Киев подал четыре иска против РФ, касающихся в первую очередь аннексии Крыма. МИД Украины ранее уточнил, что Россия национализировала 400 украинских предприятий и захватила 18 газовых месторождений на полуострове. Но, как сообщил «НГ» источник в органах власти, иски относительно компенсаций только готовятся для подачи в Стокгольмский арбитраж. «В первую очередь нужно защитить людей. Мы подали иски в Европейский суд по правам человека по факту нарушений в Крыму. А также обратились в Международный суд ООН с просьбой о проверке причастности РФ к финансированию терроризма. Компенсации – это отдельный вопрос. Мы им занимаемся, но это требует времени», – сказал он.
На этом фоне сомнительно выглядела перспектива принятия законов, разработанных Радикальной партией. Ситуация изменилась, видимо, после обысков, которые прошли в начале апреля на предприятиях корпорации Roshen в российском Липецке.
Украинские СМИ сообщили, что президент Петр Порошенко, которому, по его словам, до сих пор не удалось продать свой кондитерский бизнес, в конце прошлой недели провел встречу с лидерами парламентских фракций, председателем Верховной рады Владимиром Гройсманом и премьер-министром Арсением Яценюком. Обсуждался, в частности, вопрос ужесточения антироссийских санкций. Президентская пресс-служба сообщила, что глава государства предложил ограничить доступ российского бизнеса к приватизации: «Думаю, что мы должны продолжить процесс проведения прозрачных и эффективных конкурсов по приватизации, но ограничить участие бенефициаров, имеющих российское происхождение».
Как ранее писала «НГ», новая украинская власть взяла курс на продажу максимального числа остающихся в госсобственности объектов. То есть на приватизацию могут быть выставлены 1–1,5 тыс. предприятий, часть из которых ранее была внесена в перечень не подлежащих приватизации по причине стратегического значения для государства. В январе Верховная рада вернула перечень правительству для доработки. После уточнений он будет утвержден, и в Украине, как ожидается, начнется самая масштабная приватизация за все годы независимости. Судя по словам Порошенко, российский бизнес к участию в этом процессе могут не допустить – на том основании, что Украина ранее официально признала Россию государством-агрессором.
Эта же причина ляжет в основу готовящегося нового решения Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины об ужесточении санкций. Петр Порошенко в конце прошлой недели заявил в Чернигове: «Могу сказать, что в ближайшее время выйдет решение СНБО, которое расширит санкции в отношении отдельных российских граждан, которые принимали активное участие в оккупации Крыма и агрессии против Украины на востоке». Речь об аресте отдельных активов и счетов. В этот момент в Киеве более серьезно отнеслись к инициативе Радикальной партии. Тем более что стало известно о состоявшейся встрече Порошенко и лидера радикалов Олега Ляшко. Последний предлагает отбирать предприятия и банковские счета не у отдельных лиц, попавших в список санкций, а национализировать абсолютно все российское имущество на территории Украины. В законопроекте сказано, что национализации подлежат «движимое и недвижимое имущество, вклады в банках, ценные бумаги и другие активы или корпоративные права, расположенные (зарегистрированные) в Украине непосредственно, или через аффилированных лиц, которые принадлежат государству-агрессору и его резидентам».
Предполагается, что национализация государственного имущества РФ должна осуществляться без последующего возмещения стоимости имущества и имущественных прав. Частные собственники, которые не имеют отношения к действиям своего государства в Крыму и в Донбассе, смогут получить компенсации «после завершения агрессии, зафиксированного в соответствующем международно-правовом акте, на основании двустороннего межгосударственного договора». Для тех, кто попытается возразить, планируется уголовная ответственность.
Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко назвал идею с национализацией российского имущества нашим бронепоездом на запасном пути: «В случае наступления российских войск такой закон может быть немедленно проголосован в целом, что даст возможность для реально жестких экономических шагов против российского бизнеса в Украине».
Киев