Президент Грузии Гиоргий Маргвелашвили выразил недовольство тем, что никто из членов правительства не присутствовал во вторник в парламенте на его ежегодном выступлении. Вопрос между тем лежит в этической плоскости. Нормативов, предписывающих явку министров, нет. Члены исполнительной власти могли прибыть из Тбилиси в Кутаиси и выслушать президента, но и были вольны заниматься своими делами в столице. Выбрав второе, правительство продемонстрировало разобщенность в высших эшелонах власти.
«От слабости государственных институтов никто не выиграет. То, что члены правительства не явились в парламент, не принесло никакого позитива ни мне, ни кабинету министров, ни в целом власти», – заявил Маргвелашвили телеканалу «Рустави-2». По его мнению, приезд министров в Кутаиси продемонстрировал бы единство власти, что могло стать позитивным сигналом как грузинскому обществу, так и зарубежным партнерам, бизнес-сообществу, могло положительно отразиться на имидже государства со всеми вытекающим последствиями.
Маргвелашвили признался, что, попав под давление правящей «Грузинской мечты» (ГМ), он еще недавно рассматривал вариант своей отставки, но воздержался от этого шага, чтобы «не ослаблять институт президента», которому оставлены представительские функции: «Давление на меня оказывается в течение года… Это открытая критика в мой адрес, но сейчас я воспринимаю ее спокойно».
Опала президента, как бы непривычно это ни звучало на постсоветском пространстве, началась около года назад. Столкнувшись с очередным проявлением своеволия Маргвелашвили, вопреки первоначальным планам решившего занять Дворец президента, выстроенный Михаилом Саакашвили, неформальный лидер Грузии Бидзина Иванишвили раскритиковал своего недавнего фаворита, заявив: «Я в нем ошибся и как в человеке, и как в политике».
Гиоргий Маргвелашвили оказался в тяжелом положении. С одной стороны, давила правящая ГМ, а с другой – бывшая партия власти «Единое национальное движение» стала предпринимать попытки перетянуть его в свой лагерь. Однако Маргвелашвили, похоже, выстоял – не прогнулся под правящую партию и не примкнул к бывшей партии власти, сохранив репутацию прозападного либерального политика, не склонного к разыгрыванию интриг или участию в них ради каких-то своих целей.
Бывший советник Бидзины Иванишвили, эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили положительно оценил выступление президента в парламенте, отметив, что выглядел он достойно. «Президент старается быть независимым… Его выступление было искренним, он затронул существующие проблемы, говорил и о достижениях. Жаль, что правительство не присутствовало и не слушало его весьма деловое, значительное выступление», – считает Хухашвили. По его мнению, главная заслуга Маргвелашвили сегодня заключается в том, что «он старается превратить президентский институт в независимую ветвь власти, и это прецедент во всей государственной вертикали, потому как независимость других институтов пока стоит под серьезным вопросом».
Однако прозвучали и скептические оценки. В частности, бывший руководитель госканцелярии Петре Мамрадзе назвал его поверхностным, особенно в экономической части, в которой не были названы причины, погрузившие страну в кризис. «В речи президента превалировали лозунги… Выступление не стало политическим событием, в нем не оказалось существенного и важного», – сказал Мамрадзе журналистам.
Другие эксперты выразили сомнения в целесообразности публичного анализа президентом работы правительства. Он, конечно, может это делать, как любой гражданин. Однако насколько это необходимо с учетом того, что рычагов воздействия на кабмин у него нет, непростые отношения между институтами власти стали притчей во языцех, а сам Маргвелашвили декларирует необходимость консолидации между ними... Получается, что выступление президента в парламенте вряд ли способно помочь в достижении такой цели.
С этим косвенно согласилась представитель ГМ, один из лидеров Республиканской партии, депутат Тина Хидашели. По ее мнению, президенту стоит пойти на диалог с премьером хотя бы для того, чтобы предназначенные министрам места в парламенте в будущем году не пустовали. Сам премьер Ираклий Гарибашвили, выступая в среду в кабинете министров, не согласился ни с одним критическим замечанием президента, назвав их неоправданными.