По дороге, идущей из Азербайджана в Турцию, скоро пойдут поезда. Фото с сайта www.railway.gov.az
Азербайджанский и грузинский участки железной дороги Баку–Тбилиси–Карс (БТК) готовы к эксплуатации. Об этом на днях заявил вице-премьер Грузии, министр энергетики Каха Каладзе. «Грузия и Азербайджан полностью выполнили свои обязательства по проекту», – сказал журналистам вице-премьер и добавил, что, согласно информации, которой он располагает, строительство туннеля на территории Турции также подошло к концу.
Еще один проект, инициатором которого выступил Баку, близится к завершению. По мнению многих экспертов, строительство железной дороги Баку–Тбилиси–Карс имеет стратегическое значение. Она не только укрепляет экономические связи трех стран, но и превращает их в связующий мост между Азией и Европой. Благодаря этому проекту будет обеспечена бесперебойная перевозка пассажиров и грузов из Лондона в Пекин за 12 дней.
Пиковая пропускная способность этой железной дороги, которая является составной частью южного транспортного коридора, составит 17 млн т грузов в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне 1 млн пассажиров и 6,5 млн т грузов.
Следует отметить, что реализации проекта БТК в Азербайджане придают большое значение. По словам директора Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Фархада Мамедова, проект БТК сегодня формирует целые тренды. «Например, для обеспечения транспортировки грузов по железной дороге Баку–Тбилиси–Карс в пригороде Баку строится новый крупнейший международный грузовой порт Алят, который сможет принимать до 11,6 млн т грузов в год», – заявил Мамедов в интервью агентству «Новости-Грузия».
Как уже писала «НГ», железная дорога БТК строится на основании грузино-азербайджано-турецкого межгосударственного соглашения. Проект финансируется Государственным нефтяным фондом Азербайджана в соответствии с указом главы государства.
В рамках проекта построена новая 105-километровая ветка железнодорожной магистрали. Помимо этого в Грузии реконструирован участок железной дороги Ахалкалаки–Марабда–Тбилиси, что повысит его пропускную способность до 15 млн т грузов в год. В Ахалкалаки построен пункт по переводу поездов с существующей в Грузии колеи на европейскую.
В конце января текущего года был протестирован грузинский участок маршрута Ахалкалаки–Карцахи, что позволило экспертам Баку и Тбилиси заявить о том, что ввод железной дороги Баку–Тбилиси–Карс состоится во втором полугодии текущего года.
Подтвердил это недавно и министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Лютфи Эльван, отметивший, что на турецком участке маршрута работы ведутся без задержек.
Между тем сегодня, как и рассчитывал Баку, большой интерес к этому проекту стали проявлять страны Средней Азии и Дальнего Востока. Вслед за Туркменией, Казахстаном, Узбекистаном и Афганистаном заинтересованность в транспортировке грузов по маршруту БТК высказал и Таджикистан. Об этом на днях заявил агентству Trend посол Таджикистана в Азербайджане Зохир Саидов.
«Мы хотим использовать транзитные возможности Азербайджана. Тем более что в Баку есть крупные порты, в Туркменистане – Туркменбаши – тоже хороший порт. Для нас это очень удобный маршрут», – сказал посол. При этом он напомнил, что вопрос этот обсуждался ранее в ходе двусторонних встреч на высшем уровне. По словам дипломата, Таджикистан сегодня перевозит через территорию Азербайджана около миллиона тонн грузов ежегодно. Это в первую очередь глинозем и алюминий, производимые на таджикском алюминиевом заводе. А открытие железной дороги Баку–Тбилиси–Карс сделает перевозку грузов из Таджикистана еще более комфортной и быстрой.
Баку