У президента Порошенко нет претензий к Коломойскому-губернатору. Пока он отпущен с миром. Фото Reuters
Тактическая победа команды президента Петра Порошенко над олигархом Игорем Коломойским – только первый этап борьбы. Так в Киеве вчера оценивали новость об отставке Коломойского с поста губернатора Днепропетровской области. Порошенко подписал соответствующий указ в ночь на среду, после общения с Коломойским, который попросил о встрече и сам написал заявление об уходе.
Вчера утром был представлен и.о. губернатора Днепропетровской области – Валентин Резниченко. Эксперты отмечают, что он – человек из команды главы президентской администрации Бориса Ложкина, пользующегося особым доверием президента. Резниченко и Ложкин работали вместе в ООО «Украинский медиахолдинг». В августе 2014 года Резниченко возглавил Украинский государственный центр радиочастот, а всего месяц назад был назначен на должность и.о. губернатора Запорожской области. Назначение в Днепропетровскую область в сложившихся обстоятельствах означает повышенный уровень сложности, отмечают эксперты.
В Киеве считают, что Резниченко станет «техническим губернатором» – скорее ушами и глазами, нежели руками Порошенко в регионе, реальный контроль над которым сохраняет Коломойский. Один из украинских экспертов не исключил, что команда Порошенко рискнула бросить вызов Коломойскому, чтобы показательной историей на тему деолигархизации страны улучшить рейтинг президента. Собеседник «НГ» напомнил, что в конце мая за Порошенко на президентских выборах проголосовали 54,7% украинцев. «А к середине марта, как показал опрос Центра Разумкова, только 19,4% сделали бы выбор в пользу Порошенко. Возможно, президентской команде пришлось пойти на экстраординарные меры, чтобы подправить ситуацию. Поэтому и появился фронт борьбы за «Укртранснефть» и «Укрнефть», – отметил он.
Руководитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что ситуация, сложившаяся вокруг двух названных компаний, была создана искусственно. Он пояснил «НГ»: «До сих пор нет объяснения, почему решение о смене менеджмента государственной «Укртранснефти» принималось тайно и зачем новых руководителей привели в офис компании вечером и под охраной? Зачем было устраивать шоу перед телекамерами, которое прогнозируемо вызвало известную нам реакцию Коломойского, если можно было спокойно провести собрание акционеров и решить все вопросы? Никто не спорит, что государство имеет право контролировать свою собственность, но почему этот контроль восстанавливали в такой форме?»
Эксперт отметил, что экономическая целесообразность потрясений в нефтяных компаниях тоже вызывает сомнения: «Все это нужно было делать раньше. А сейчас, когда цена на нефть упала, не факт, что «Укрнефть» закончит год с прибылью. Делить, возможно, будет нечего». В ближайшее время в госбюджет могут поступить дивиденды от «Укрнефти» в размере около 1,8 млрд грн, но по нынешнему курсу это менее 80 млн долл. «При этом нужно учитывать, что государству Украина может быть предъявлен иск на 5 млрд долл. В январе в газете «Зеркало недели» было опубликовано письмо трех кипрских компаний, являющихся акционерами «Укрнефти», – Littop Enterprises Limited, Dridgemont Ventures Limited и Bordo Management Limited. Они заявили, что недополученная прибыль (в связи с установленными ранее для населения ценами на газ ниже рыночных, а также с повышением в 2014 году рентных платежей за добычу газа и нефти в Украине) составила свыше 5 млрд долл. Иск о нарушении Украиной обязательств по отношению к инвесторам может быть подан в Лондонский суд», – напомнил эксперт.
Политологи в Киеве отмечают, что развитие ситуации будет зависеть от того, остановятся ли сейчас команда президента Порошенко и олигарх Коломойский или пойдут на обострение. Депутат Сергей Пашинский отметил, что у главы государства нет претензий к Коломойскому как губернатору Днепропетровской области: «Он в трудное для государства время принял эту должность и выдержал удар». Пашинский уточнил, что претензии есть «к вооруженным людям, которые рассказывают, что они никому не подчиняются».
Речь может идти о частных охранных фирмах и отрядах территориальной обороны, которые, как считают в Киеве, создавались и финансировались окружением Коломойского. Урезонить их собирается СБУ. Глава ведомства Валентин Наливайченко заявил, что наказать по закону следует и бойцов, и тех, кто организовал их деятельность. Примечательно, что Наливайченко в прямом эфире телеканала, принадлежащего Порошенко, пригласил вернуться в Украину – под гарантии безопасности – бывшего руководителя юридического департамента Днепропетровского горсовета Александра Величко. Он может дать показания против замгубернатора Днепропетровской области Геннадия Корбана, который написал заявление об увольнении, как только узнал об отставке Коломойского.
«Нельзя сказать, что Коломойский проиграл – он отступил на подготовленные позиции. У него остается бизнес. Нефтяные компании, из-за которых разгорелся скандал, – не единственный и не главный ресурс. Один ПриватБанк чего стоит. Поэтому Коломойский сейчас отойдет от политики и займет выжидательную позицию, затаится. У него есть такие возможности», считает Дмитрий Марунич. Он отметил, что ситуация на этом не закончится хотя бы потому, что отставка Коломойского повлекла за собой последствия: «В кулуарах Верховной рады говорят о возможном парламентском кризисе. Обсуждают даже вероятность таких сценариев, как досрочные выборы в Верховную раду весной 2016 года. И, кстати, исходя из сегодняшнего положения, нельзя исключить, что к тому времени разрозненные силы Коломойского сформируют свою партию, которая получит очень неплохой результат».
Эксперты в Киеве отмечают, что власти придется рано или поздно сломать старую олигархическую систему, но сделать это нужно так, чтобы ситуация не выглядела как атака на одного олигарха или банальный передел собственности. Известный украинский аналитик Виталий Гайдукевич отметил, что украинские олигархи – данность: «Они – реальность, доставшаяся по наследству: связи на Западе, прикормленные чиновники, карманные депутаты, мощные СМИ, готовые в нужный момент отыграть команду «фас», в конце концов предприятия, которые платят налоги. Да, экономика – это олигархи».
Он отметил, что если бы в Киеве действительно правила хунта, то олигархов расстреляли бы, а их бизнес вернули государству: «Только Украина – не хунта. Значит, нужно договариваться. Нужны правила, принимаемые всеми, и жесткое наказание за их нарушение – по закону». Гайдукевич уверен, что сейчас олигархическая система в Украине вышла на пик своего существования: «Ее дни сочтены, и выживут (физически и экономически) только те, кто проявит способность эволюционировать. Эволюция сейчас – это эти самые правила. Государство должно согласиться, что оно не отбирает собственность и не угнетает частный бизнес. Олигархи – что они перестают «кошмарить» государство. Публичный договор между бизнес-элитами и страной. Это тяжело, но иного выхода нет».
Киев