Петр Порошенко: мир на условиях Киева могут обеспечить миротворцы ЕС. Фото Reuters
В прошлые выходные на линии соприкосновения в Донбассе снова применялась тяжелая техника, участились обстрелы, были слышны взрывы. Об этом сказано в обнародованном вчера отчете специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Стороны конфликта обвинили друг друга в нарушении Минских соглашений. В Киеве говорят, что международная миротворческая миссия – единственный способ избежать нового обострения. Однако в Москве сомневаются, что прибытие такой миссии возможно.
На прошлой неделе Верховная рада обратилась к ООН и ЕС с просьбой направить миротворцев в Украину. Чтобы организовать миссию под эгидой ООН, потребовалось бы единогласное голосование Совбеза ООН. В Киеве ранее признали, что российская сторона применит право вето и заблокирует решение.
В начале марта источник в дипломатических кругах уверял «НГ», что Совбез можно обойти, если бы мировое сообщество признало Россию стороной конфликта. В таком случае, по его словам, можно было бы вынести рассмотрение вопроса о миротворческой миссии на Генассамблею ООН, где права вето не существует.
К моменту голосования в Верховной раде был избран более короткий путь: украинская сторона попросила Евросоюз направить свою полицейскую миссию. Представитель Украины в ЕС Константин Елисеев пояснил в интервью агентству «Укринформ»: «Резолюция Совбеза ООН является желанным и оптимальным, но необязательным правовым инструментом для начала деятельности миротворческой миссии под эгидой ЕС». По его словам, такое решение может быть принято на уровне Совета ЕС: «К счастью, в Евросоюзе Россия не имеет права вето».
Однако украинские эксперты отмечают, что мнения в отношении конфликта в Донбассе в Евросоюзе расходятся по мере того, как вследствие антироссийских санкций увеличиваются экономические потери европейских компаний. На сегодня в Киеве нет уверенности, что ЕС единодушно поддержит направление полицейской миссии в Донбасс. Эксперты предполагают, что некоторые члены ЕС могут отказаться, чтобы не ухудшать отношения с Россией.
Глава МИД РФ Сергей Лавров в субботу сказал в телевизионном интервью: «Я думаю, что в Европейском союзе сумасшедших нет, и прецеденты, о которых вы говорите, ввода полицейских сил Евросоюза, касаются ситуаций, когда, в частности на Балканах, было согласие всех сторон конфликта. Европейский союз ни за что не поедет ни в какую другую точку, будь то юго-восток Украины или где-то еще, если не будет согласия конфликтующих сторон с такой миссией».
Лавров снова повторил, что Киеву следует договариваться с Луганском и Донецком. Российская сторона уже традиционно уравнивает украинскую власть с лидерами самопровозглашенных республик, что вызывает категорическое неприятие в Киеве. Лавров подтвердил, что Россия не поддержит голосование в Совбезе ООН, и пояснил почему: «Мы даже не будем голосовать, потому что если эта история (о направлении в Донбасс международной миротворческой миссии. – «НГ») дойдет до Совета Безопасности, то Совет Безопасности сразу же поручает генеральному секретарю доложить, как к этой инициативе относится не только одна из сторон, но обе стороны. А в данном случае – и киевская власть, и Донецк и Луганск. Других операций по поддержанию мира не бывает».
Сергей Лавров отметил, что в арсенале ООН есть не требующие согласия операции по принуждению к миру, однако усомнился, что это устроит украинскую сторону.
Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник считает, что в сложившейся ситуации обращение Украины с просьбой о вводе миротворческой миссии – дипломатический шаг. Он пояснил, в чем, по мнению украинской стороны, главная проблема: «Если бы дело было только в незаконных формированиях – ЛНР и ДНР, то теоретически можно было сформировать международный контингент по принуждению их к миру – разоружить или уничтожить. Но ведь с той стороны конфликта выступает Россия».
Поскольку российская сторона отрицает участие в войне в Донбассе, а международное сообщество не признало Россию страной-агрессором, просьба о вводе миротворцев может сыграть против Украины. Эксперт отметил, что Россия давно предлагает свои услуги и теперь может вызваться сформировать свой миротворческий контингент – формально из стран – членов СНГ или ОДКБ: «Но, по сути, это будет российский контингент. По лекалам Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии», – сказал Мельник в интервью Радио «Свобода».
В субботу вечером, уже после трансляции интервью министра иностранных дел РФ, президент Украины Петр Порошенко дал интервью украинскому телеканалу «Интер». Он назвал условия, при которых Киев готов разговаривать с лидерами ЛНР и ДНР: если те будут избраны руководителями местных органов власти на честных выборах, организованных Украиной и по украинскому законодательству. «Мы будем уважать любой выбор донецких и луганских жителей», – сказал Порошенко.
По его словам, такие выборы могут состояться до конца текущего года, но только при условии полного прекращения огня, отвода с территории Донбасса всех иностранных войск, добровольцев и военной техники, установления прочного мира и контроля за украино-российской границей, подтвержденного со стороны ОБСЕ. «Избранные народом на честных выборах представители Донецка и Луганска (а не «парашютисты», которые туда посажены Россией) будут принимать участие в переговорах о режиме местного самоуправления: как формируется местная власть, на какой срок, что нужно сделать, чтобы те, кто живет в Донбассе, чувствовали себя полноправными членами общества, каким образом должны быть защищены их языковые, культурные, иные права», – рассказал о своем видении ситуации президент Украины.
На прошлой неделе Сергей Лавров рекомендовал Киеву разговаривать с теми лидерами ЛНР и ДНР, которые были избраны 2 ноября, хотя украинская сторона эти выборы не признала. Российский министр отметил, что можно не признавать итоги голосования официально, однако стоило бы уважительно относиться к мнению жителей региона, принявших участие в голосовании.
В тот момент лидеры ЛНР и ДНР Игорь Плотницкий и Александр Захарченко в совместном заявлении отметили, что об особом статусе Донбасса украинская власть должна была договариваться именно с ними. По их мнению, именно это предусмотрено Минскими соглашениями.
В Киеве исходят из того, что Минские соглашения предписывают демонтаж ЛНР и ДНР. Порошенко в субботнем интервью признал, что оружием, танками и «Градами» вернуть Донбасс невозможно, поскольку ценой такой войны за территорию станут десятки тысяч жертв. Поэтому украинская власть, по словам Порошенко, ориентируется на мирный способ – реинтеграцию. Украинский президент считает, что путь к ней – это выполнение тех же пунктов, которые Киев предлагает в виде условий проведения выборов местных органов власти.
Насколько глубоко непонимание между украинской властью и лидерами самопровозглашенных республик, стало понятно после комментариев к интервью Петра Порошенко, которые вчера дал представитель ДНР на Минских переговорах по урегулированию Денис Пушилин. Он сказал, что заявление украинского президента о возможности проведения выборов в Донбассе в этом году вызывает недоумение, поскольку соответствующий закон Киев не согласовал с ЛНР и ДНР: «Мы только за выполнение этой части договоренностей, но до сих пор с нами никто закон (об особом порядке местного самоуправления в Донбассе. – «НГ») не согласовывал, а украинская сторона обязана это сделать». Абсурдным назвал Пушилин также заявление Порошенко о реинтеграции оккупированных территорий Донбасса: «Не совсем понятно, кого Петр Порошенко называет оккупантами: возможно, местных жителей. Это вообще абсурд. Кто оккупирован – тоже непонятно».
Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что у Киева практически нет возможности найти общий язык с ЛНР и ДНР. В комментарии «Новому времени» он отметил: «Для украинской стороны принципиальна следующая последовательность действий: сначала – полное прекращение огня, затем – проведение местных выборов и создание демократических предпосылок для волеизъявления населения. Только после этого новые органы местного самоуправления получат расширенные полномочия. Фактически это будет означать демонтаж ДНР и ЛНР. Скажу откровенно: я не верю, что сепаратисты согласятся на проведение демократических выборов на своей территории. Скорее всего, когда переговоры относительно их формата провалятся, они снова проведут собственные выборы». Эксперт предполагает, что на этом история Минска-2 закончится так же бесславно, как история Минска-1.
«В результате мы придем к единственному возможному выходу – необходимости замораживания конфликта в Донбассе. Первые шаги в этом направлении уже делаются: на последнем заседании Совета нацбезопасности и обороны руководство страны приняло решение об укреплении оборонных сооружений в зоне конфликта. Это знак того, что мы готовы выполнять Минские договоренности, но не верим в честность противника и будем готовы к его новой атаке», – отметил он.
Прогнозируя такое развитие событий, украинская власть настаивает на направлении в Донбасс международной миротворческой миссии. Премьер-министр Арсений Яценюк на днях обсудил этот вопрос в Брюсселе на переговорах с президентом Европейского совета Дональдом Туском. «Мы ожидаем, что наши европейские друзья поддержат эту идею. Ведь все хотят мира в Европе. И один из инструментов его достижения – направление миротворцев», – сказал Яценюк после встречи.
Спустя всего пару дней президент Порошенко заявил, что Украина, четко сформулировав свои условия мирного урегулирования в Донбассе и пригласив миротворцев, готовится к любым возможным сценариям. «Мы не романтики, и мы делаем все возможное, чтобы, в случае если, не дай господь, будут развернуты активные наступательные действия против Украины, со всей силой встретить и дать врагу по зубам», – сказал он.
Киев