Киеву придется решать в Донбассе не только вопрос статуса некоторых районов. Фото Reuters
Правящая коалиция в составе пяти фракций в Верховной раде вчера была на грани раскола. Причиной конфликта стала попытка внести поправки в закон об особом статусе тех районов Донбасса, которые контролируются ЛНР и ДНР. Но все же Рада приняла закон, которым предусмотрено, что особый порядок в отдельных районах Донбасса должен быть введен после внеочередных местных выборов.
Президент Петр Порошенко, подавший законопроект в Верховную раду, считает, что продвигается по пути мирного урегулирования. Некоторые депутаты расценили его действия как предательство национальных интересов. Заседание перенесли на вечер.
«Хочет добиться своего, сломав через колено. Не получится», – сказал «НГ» представитель Радикальной партии Олега Ляшко.
В течение дня атмосфера в кулуарах Верховной рады накалялась, звучали обвинения и угрозы. По слухам, не подтвержденным к моменту сдачи номера в печать, Радикальная партия, «Батькивщина» Юлии Тимошенко и львовская «Самопомощь» пригрозили партнерам – пропрезидентской и пропремьерской фракциям – выйти из состава правящей коалиции. Это повлекло бы за собой отставку правительства.
Причиной скандала стали два документа, которые планировалось рассмотреть вчера. Первый – постановление о границах территории в Донбассе, которая получит особый статус. В тексте, розданном депутатам, не указаны эти границы и нет перечня населенных пунктов. Сказано, что эти сведения содержатся в дополнении к постановлению, которое вчера днем не было обнародовано.
В Киеве утверждают, что линия размежевания в проекте проведена в соответствии с позициями на 19 сентября прошлого года. «Это значит, что ЛНР и ДНР нужно отступить и освободить до 700 кв. км территории (в основном в районе Дебальцева), которые они захватили уже после подписания Минских соглашений-1», – сказал «НГ» источник, близкий к украинскому правительству.
Ранее Порошенко, комментируя итоги очередного заседания Совета нацбезопасности и обороны, подтвердил телеканалу «1+1», что Украина требует вернуться к линии размежевания, которая была в сентябре: «На заседании Совета национальной безопасности и обороны речь шла не о статусе (отдельных районов Донбасса. – «НГ») – он давно определен, шла речь о границах, потому что фактически еще 19 сентября была четко зафиксирована линия столкновения, которая по Минским договоренностям устанавливала специальный статус местного самоуправления». Порошенко подчеркнул, что Минские соглашения-2, подписанные в феврале 2015 года, не влияют на определение границ той территории, которая может получить особый статус.
Соответствующий закон в сентябре, за месяц до парламентских выборов, был принят еще старым составом Верховной рады. Тогда тоже не обошлось без скандалов и обвинений, а Порошенко вынужден был лично уговаривать и убеждать депутатов. В конце концов закон был принят. Он предполагал проведение 7 декабря 2014 года досрочных выборов местных органов власти в тех районах Донбасса, которые контролируются силами ЛНР и ДНР.
Украина настаивала на своей юрисдикции над всей территорией Донбасса, но готова была к определенным уступкам. В частности, закон предполагал амнистию для участников ополчения, а также предоставление местным органам власти расширенных полномочий в сфере языковой, социальной, экономической политики. Шла речь и об особых отношениях с центральной властью: на основании отдельных договоров и соглашений. Украинская сторона готова была делегировать новой власти Донбасса право договариваться об особом порядке сотрудничества с РФ. Предполагалось также, что на территориях с особым статусом местная власть будет влиять на назначение прокуроров, судей и на формирование в регионе «народной милиции».
Полгода назад многие депутаты обвинили команду Порошенко в попытке провести фактическую федерализацию под видом закона об особом статусе. Однако лидеров ЛНР и ДНР даже эти предложения Киева не устроили. Они заявили, что не будут выполнять закон, поскольку украинская власть с ними не консультировалась. 2 ноября 2014 года в ДНР и ЛНР состоялись не признанные Киевом выборы глав и парламентов республик, после чего назначенные Верховной радой на декабрь выборы местных органов власти потеряли смысл, как и утвержденные украинским парламентом широкие полномочия. В Донецке и Луганске заявили, что сами определят круг своих полномочий.
Второй документ, который привел вчера к скандалу в Верховной раде, касался поправок в закон об особом статусе. Президентская команда предложила сделать уточнение относительно того, что 8 из 10 статей принятого в сентябре закона вступят в силу только после выборов местных органов власти, «проведенных согласно Конституции и законам Украины». Условием для проведения таких выборов был назван «вывод всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также всех боевиков и наемников с территории Украины». Вторым условием проведения выборов Киев назвал нормализацию ситуации в регионе.
Депутат от партии «Батькивщина», пожелавший остаться неназванным, неофициально пояснил «НГ», что именно в этих уточнениях вызвало бурю эмоций в Верховной раде: «Порошенко фактически подыгрывает России тем, что закрывает глаза на причину происходящего в Донбассе. В заявлениях он говорит – с Украиной воюет Россия. А посмотреть закон – так у нас нет войны. Мы не отражаем агрессию, а договариваемся (и якобы можем договориться) с жителями Донбасса, которые будто бы могут в нынешних условиях избрать региональную власть. На бумаге все чинно-благородно, а что в жизни? Подписали Минские соглашения-1, после чего Порошенко настоял на принятии закона об особом статусе – говорил, что это путь к миру. Куда нас привел этот путь? Сколько людей погибло за эти полгода, сколько территории мы потеряли? Ну, теперь подписали Минские соглашения-2, давайте еще поиграем в поправки в закон, который как не действовал, так и не будет действовать. Мы здесь обсуждаем «правильные законы», а они там готовятся к новому наступлению».
Собеседник «НГ» отметил, что Порошенко подал законопроект сразу после того, как лидеры самопровозглашенных республик передали Киеву ультиматум. На прошлой неделе, когда Верховная рада не работала в режиме пленарных заседаний, ЛНР и ДНР потребовали, чтобы украинская сторона в течение суток утвердила границы территорий с особым статусом и стала выполнять принятый в сентябре закон. Депутат, как и многие эксперты в Киеве, считает, что главы ЛНР и ДНР подразумевают выполнение одного пункта – об обязательствах украинской стороны из госбюджета финансировать регион с особым статусом. Причем не после избрания новых органов местной власти, а уже сейчас, под руководством лидеров ЛНР и ДНР. В Киеве, как известно, категорически отказываются это делать. А предложенные Петром Порошенко поправки в закон стали фактически встречным требованием.
Вчера информагентства распространили заявление одного из лидеров ДНР Дениса Пушилина, который раскритиковал готовившиеся поправки в закон об особом статусе. «Никакие не согласованные с нами поправки в этот закон, внесенные президентом Украины Порошенко, республиками не признаются. Они являются, с нашей точки зрения, юридически бессмысленными и политически ничтожными и прямо нарушают дух и букву Минских договоренностей – как протокола от 5 сентября, так и Комплекса мер от 12 февраля», – сказал он, отметив, что украинская сторона своими поправками пытается фактически отменить закон. «Он (Порошенко. – «НГ») не уважает народ Донбасса, не хочет мира, значит, получит войну», – сказал Пушилин.
Политический эксперт, занимающийся вопросами урегулирования в Донбассе, Тарас Чорновил сказал «НГ», что решения Верховной рады, обсуждение которых привело вчера к скандалу в Киеве, не повлияют на ситуацию в Донбассе. Он пояснил: «Не сегодня, так завтра поправки в закон будут приняты. Этот закон, нравится он кому-то или нет, является частью международных обязательств Украины, выполнения которых ожидают наши западные партнеры. И этот закон – в интересах Украины, поскольку он утверждает суверенитет нашего государства над всей территорией Донбасса, он фактически демонтирует, упраздняет систему ЛНР–ДНР. Но это – не в интересах самопровозглашенных республик, которые предпочитают замечать только те статьи закона, которые им нужны. И не в интересах России, которая управляет самопровозглашенными республиками. Именно поэтому они сделают все, чтобы закон не работал».
Готовившееся голосование в Верховной раде Чорновил назвал в первую очередь политическим и дипломатическим шагом, призванным продемонстрировать, что украинская сторона по-прежнему настроена на мирное урегулирование и на будущий диалог с жителями Донбасса. Поправку о том, что диалог возможен только после отвода из региона всех иностранных подразделений и военной техники, эксперт считает необходимой.
Киев