Арсений Яценюк считает, что кредитов на выплату долгов не хватает. Фото с Правительственного портала Украины
Сегодня совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) официально примет решение о предоставлении Украине нового кредита. Непублично вопрос решен: Киев может рассчитывать на 17,5 млрд долл. по программе расширенного кредитования Extended Fund Facility (EFF). Эта сумма позволит Украине избежать дефолта. Вопросы о стабилизации ситуации внутри страны и проведении реформ, которые могли бы дать толчок экономическому развитию, остаются открытыми.
Еще в феврале украинская власть объявила, что для получения спасительного кредита МВФ ей придется идти на ряд крайне непопулярных мер. С 1 апреля в стране резко повышаются тарифы на газ, тепловую энергию и электроэнергию. Как объясняет правительство, это делается для того, чтобы к концу 2016 года перейти на рыночные механизмы ценообразования для всех категорий потребителей. Предполагается, что государство, отказавшись от субсидий, с помощью которых поддерживался льготный уровень цен для населения, избавится от необходимости доплачивать «Нафтогазу» из госбюджета.
Руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев в эфире ток-шоу на украинском телеканале IСTV назвал это решение тяжелым, но справедливым. Он пояснил, что система льготных цен действовала для всех, а значит, большую выгоду получали богатые граждане, в чьих особняках потреблялось больше газа.
Однако восстановление справедливости не радует рядовых граждан. С апреля стоимость газа для них увеличивается на 285% – до 3,6 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. Коболев уточнил, что эта цена – только для тех, кто в зимний период потребляет до 200 куб. м газа в месяц на домохозяйство.
Все, кто превышает лимит, а также все потребители в период с весны до осени будут платить за газ в два раза больше.
Учитывая нынешний курс гривны, новый тариф в 3,6 тыс. равняется примерно 156 долл. Чиновники неофициально отмечают, что при сохранявшемся долгое время курсе 8 грн за доллар цена на газ для населения в пересчете тоже составляла около 150 долл. Гривна обесценилась в три раза – и цена на газ увеличилась соответственно. Так что первый этап подорожания – только начало перехода к рыночному уровню цен. Власть предусмотрела смягчающие меры: руководитель «Нафтогаза» анонсировал упрощение системы адресных субсидий малообеспеченным. Правда, о монетизации льгот речь пока не идет.
Уличная торговля – первый признак тяжелых времен. Фото Reuters |
Объяснение выглядит гладко, если не учитывать, что украинцы получают зарплаты и пенсии, размер которых не зависит от курсовых колебаний и уровня инфляции. В кризисный период даже индексации выплат не проводятся. Поэтому пенсионеры, получавшие ранее 120–150 долл., из-за обесценивания нацвалюты стали значительно беднее. Тем более что девальвация повлекла за собой повышение цен на все товары, включая лекарства и услуги. С апреля же в Украине резко дорожают электроэнергия и тепловая энергия. Это означает, что платежи за городскую квартиру в 50 кв. м приблизятся к размеру установленного прожиточного минимума – 1,2 тыс. грн, или около 51 долл. по нынешнему курсу.
Эксперты в Киеве осторожно предупреждают, что в стране возможны социальные бунты. Сейчас граждане ополчились не против МВФ, который, по словам представителей украинской власти, выдвинул тарифные требования, а против главы Нацбанка Валерии Гонтаревой, не сумевшей удержать под контролем курс национальной валюты.
После лавинообразного обвала курса до 40 грн за доллар в конце февраля, потребовавшего вмешательства в ситуацию президента и премьер-министра, к настоящему времени ситуация на валютном рынке успокоилась. Вчера курс гривны равнялся 23–24 за доллар. Взлетевшие вверх цены очень медленно возвращались к прежним показателям. Власть сделала все, чтобы унять панику накануне заседания Совета директоров МВФ.
В том, что новая программа кредитования будет утверждена, в Киеве практически не сомневались. Министр финансов Наталия Яресько заранее сообщила в Twitter, что «первый платеж, который получит Украина для достижения макроэкономической стабилизации, будет составлять значительную часть от 17,5 млрд долл.». В течение месяца в Киев может быть перечислено 6–8 млрд долл., отмечают специалисты. Ранее Яресько уточнила, что половина выделенной суммы пойдет на пополнение резервов Нацбанка, а другая – на выполнение внешних обязательств.
Экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой считает, что, как и в прошлом году, кредитных средств едва хватит, чтобы рассчитаться по прежним кредитным обязательствам. В этом году, по его словам, Украине предстоит выплатить до 11 млрд долл. внешним кредиторам. В 2014-м, как ранее сообщил премьер-министр Арсений Яценюк, Украина получила 9 млрд долл. кредитов, а выплатила по старым долгам около 14 млрд долл.
Сегодняшнее решение МВФ – временная передышка, считает бывший министр экономики Украины Виктор Суслов: «Кредит МВФ имеет решающее значение для того, чтобы отодвинуть угрозу дефолта, рассчитаться по ближайшим платежам, обеспечить закупку товаров в сфере критического импорта, провести секторальные реформы». Он отметил, что если власть сейчас не воспользуется этой передышкой для проведения реформ, то в будущем ситуация ухудшится по спирали.
Источник «НГ», близкий к органам власти, отметил, что кредит МВФ – не единственный источник финансовой помощи Украине. По его словам, продолжается обсуждение вопроса о выделении около 40 млрд долл. международными финансовыми институтами. Но переговоры, которые проходят непублично, по его словам, упираются в вопрос о том, есть ли у Киева четкое видение реформ, а также профессионализм и политическая воля для их проведения. «Мне доводилось слышать, что Запад поможет нам подготовить программу преобразований и направит своих специалистов, которые будут контролировать выполнение этой программы и, конечно, целевое использование средств», – сказал источник. Он не исключил, что связующим звеном между Украиной и Западом станет новый вице-премьер по вопросам евроинтеграции.
Пока же в Киеве готовятся к разбору полетов в отношении чиновников, которые работают в правительстве с осени. Среди депутатов циркулируют слухи о том, что сразу после получения первого транша нового кредита может начаться каскад отставок чиновников, к деятельности которых накопилось много вопросов. В числе таковых депутаты называют в первую очередь главу Нацбанка Валерию Гонтареву и министра энергетики Владимира Демчишина. Но звучат и другие имена, в том числе – министров-иностранцев, которые только недавно получили украинское гражданство. Депутаты обращают внимание на то, что больше всего нареканий вызывает работа ставленников президента Петра Порошенко.
Лидер пропрезидентской фракции в Верховной раде Юрий Луценко в конце прошлой недели сказал журналистам, что претензии к отдельным членам правительства преждевременны. «Думаю, говорить о конкретике мы должны только после стабилизации финансов, которая связана с предоставлением Украине транша МВФ... » – заметил он.
В последнее время у здания Нацбанка ежедневно проходят акции протеста. Вчера там снова собрались люди, возлагающие ответственность за финансовую ситуацию и свое обнищание на руководство Нацбанка.
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран считает, что если решение о кадровых перестановках будет принято, оно не дестабилизирует ситуацию и не разрушит правящую коалицию в Верховной раде. Он сказал «НГ», что украинцы по-прежнему ждут от власти профессиональных действий и настоящих реформ, а кто персонально их будет проводить – вопрос второстепенной важности. Таран считает также, что в сложившихся обстоятельствах власть обязана объяснять обществу каждый свой шаг: «Как используются кредитные средства. Что, зачем делается и когда будет результат, каким он будет, ради чего сейчас стоит потерпеть. Люди должны это понимать и только в таком случае будут доверять власти. Без доверия вряд ли возможно провести масштабные реформы и избежать социальных протестов».
Киев