Сколько еще гулять Геннадию
Кернесу, знают только в прокуратуре. Фото с сайта www.city.kharkov.ua. |
Сегодня в Киеве похоронят одного из самых ярких публичных представителей команды Виктора Януковича. Бывший член парламентской фракции Партии регионов, дирижировавший голосованиями в Верховной раде, Михаил Чечетов в ночь на субботу выбросился из окна своей квартиры на 17-м этаже. К этому его подтолкнуло расследование, начатое прокуратурой в годовщину трагических событий на майдане. Подозрение предъявлено или готовится также другим членам бывшей партии власти.
Самой влиятельной фигурой из команды Януковича, за которую взялась Генпрокуратура, на сегодня является бывший руководитель партийной фракции в парламенте Александр Ефремов. Он был задержан 14 февраля по подозрению в служебных злоупотреблениях и подлоге. Через два дня Печерский суд Киева избрал Ефремову меру пресечения в виде ареста, предусмотрев альтернативу в виде залога в 3,6 млн грн (около 140 тыс. долл.). 17 февраля товарищ Ефремова по партии внес необходимую сумму, и задержанного отправили под домашний арест. Но уже на следующий день ему снова высказали подозрение – на сей раз в разжигании межнациональной розни. Тот же суд рассмотрел новое дело 25 февраля, предложив внести новый залог на сумму 60,5 тыс. грн (чуть более 2 тыс. долл.).
Представители новой украинской власти не скрывают, что подозревают Ефремова в значительно более серьезных преступлениях. С начала года ведется расследование дела о финансировании сепаратистов в Луганской области, одним их фигурантов которого является экс-глава фракции бывшей партии власти. Свидетелем по этому делу проходит, в частности, один из самых богатых украинцев, стоявший у истоков создания Партии регионов, Ринат Ахметов. Но показания против Ефремова, по данным украинских СМИ, дал только бывший депутат от той же партии Владимир Ландик. В суде были зачитаны выдержки из его допроса, согласно которым весной 2014 года инкассаторские машины перевозили луганским сепаратистам наличные средства из одного из украинских банков, к которому якобы имел отношение Ефремов. Подозреваемый сообщил, что имел к этому банку отношение в 2006–2007 годах, а весной 2014-го финучреждение находилось под управлением Нацбанка Украины.
Если Ефремов чувствует себя уверенно, то Чечетов, которому предъявили подозрение 20 февраля, на суде выглядел подавленным. Уже 21 февраля суд санкционировал замену его содержания в СИЗО на залог в 5 млн грн (в тот момент – до 180 тыс. долл.). Спустя два дня залог был внесен лицом, имя которого тоже официально не называлось. Чечетов отправился под домашний арест ожидать суда по делу о голосовании за так называемые диктаторские законы.
Речь идет о переломном моменте майдана 2014 года. В середине января акции потеряли динамику, стал возможным компромисс между властью и протестным движением. Однако, вместо того чтобы сесть за стол переговоров с лидерами майдана, команда Януковича неожиданно внесла в Верховную раду пакет документов, резко сужающих гражданские права и свободы. Это придало новую динамику противостоянию: уже через несколько дней на улице Грушевского были расстреляны первые три участника акций, а спустя месяц конфликт вылился в бойню на улице Институтской, примыкающей к майдану Независимости.
Голосование 16 января 2014 года проходило в Верховной раде в условиях активного протеста оппозиции во главе с Арсением Яценюком, Виталием Кличко и Олегом Тягнибоком. Не хотели поддерживать «диктаторские законы» даже некоторые представители партии власти. Поскольку законную процедуру голосования соблюсти было невозможно, лидеры Партии регионов пошли на ухищрения, а оформлял все эти действия Михаил Чечетов. Он и стал крайним при поиске виновных в запуске кровавых событий. Эксперты в Киеве отмечают, что следователей интересовал не столько сам Чечетов, сколько его показания против других, более влиятельных членов Партии регионов.
Новая власть, возможно, сделала ставку на то, что, предав однажды, политик предаст своих прежних покровителей снова. В Киеве говорят о нажиме на информированного «регионала». За день до его самоубийства генпрокурор Виктор Шокин в интервью «5 каналу» сказал, что Чечетову могут предъявить новые подозрения: «Следствие продолжается. Я уверен, что уже скоро вы услышите о дополнительных обвинениях в его адрес». В предсмертной записке, которую, как сообщают украинские СМИ, нашли у окна, из которого выбросился Чечетов, сказано: «Нет никаких моральных сил больше жить. Я ухожу. Думаю, так будет лучше для всех».
Самоубийство заметного члена Партии регионов всколыхнуло украинское общество. Даже на улицах разгораются споры о том, нужно ли арестовывать и жестко наказывать всех, кто был в команде Януковича, или начать следовало с главарей. Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко сказал «НГ», что настоящие лидеры вне пределов досягаемости для украинского правосудия: «Януковича, Азарова (Николай Азаров – бывший премьер-министр. – «НГ»), членов «семьи» нам не выдадут. По крайней мере не сейчас».
«Хотя общество давит на власть, на прокуратуру требованиями наказать всех, восстановить справедливость, как она виделась на майдане, власть и прокуратура обязаны придерживаться закона и действовать исключительно в правовом русле. Иначе чем эта власть будет отличаться от прежней?» – пояснил политолог.
В качестве примера Фесенко привел слова депутата и советника главы МВД Антона Геращенко о том, что неожиданно вернувшийся в Украину из Израиля экс-министр науки и образования Дмитрий Табачник является «ценным свидетелем преступлений эпохи Януковича». «Многие считают, что Табачник – один из символов той системы, против которой выступил майдан. Он никогда не скрывал своих пророссийских взглядов. Но ведь само по себе это не преступление», – отметил Фесенко.
Владимир Фесенко отметил, что в ряде случаев в расследовании возникают и политические проблемы. Так, на прошлой неделе стало известно, что Генпрокуратура готовится вручить повестку о подозрении мэру Харькова Геннадию Кернесу. «Конечно, там есть что расследовать. Какие связи с организацией «Оплот» (возникшая в Харькове военизированная организация, поддержавшая в начале 2014 года Виктора Януковича; представителем «Оплота» называют нынешнего главу ДНР Александра Захарченко. – «НГ»)? Кто организовал харьковских «титушек», кто похищал и избивал людей, кто стоял за созданием харьковского пророссийского подполья? Вопросов много. Но следует учитывать, что мэр Кернес, как и бывший губернатор Харьковской области Михаил Добкин, – влиятельные и популярные в регионе политики. Предъявление им подозрений – деликатный вопрос. Нужно вначале проанализировать, не приведет ли задержание, скажем, Кернеса к дестабилизации в Харьковской области», – сказал эксперт. Он считает, что обобщать все факты расследований против людей из команды Януковича не стоит.
Владимир Фесенко считает, что новая украинская власть обязана проводить честные расследования по всем фактам преступлений, но предъявлять обвинения строго в рамках закона.
В этом контексте в Киеве с тревогой восприняли информацию о том, что в Верховной раде зарегистрирован законопроект о запрете критики власти. Его автором выступил депутат от партии Яценюка–Турчинова «Народный фронт» Константин Матейченко. Он предложил внести изменения в Уголовный кодекс Украины. «Общественно опасные противоправные деяния, посягающие на авторитет Украины как суверенного государства, публичное унижение, надругательство, осквернение или иные действия, направленные на подрыв авторитета органов государственной власти, местного самоуправления и объединений граждан Украины, и/или циничное, пренебрежительное отношение и неприятие как отдельных структурных элементов системы государственного управления (его соответствующих органов), так и государства в целом должны быть наказаны исправительными работами на срок до двух лет, арестом до двух месяцев или лишением свободы на срок до трех лет», – сказано в проекте. Позже фракция от «Народного фронта» заявила о намерении отозвать этот проект.
Депутат от «Блока Петра Порошенко» неофициально сказал «НГ», что эта инициатива не была согласована с членами правящей коалиции, законопроект пока не рассматривался в профильных комитетах, а поэтому не будет в ближайшее время выноситься на рассмотрение всего парламента.
Киев