Конфликтующие стороны не спешат отводить тяжелое вооружение из зоны боевых действий. Фото Reuters
Россия и непризнанные республики Донбасса вчера, по сути, отвергли предложение Украины ввести в зону конфликта миротворческий контингент. При этом и в Киеве, и в непризнанных республиках отмечают, что на линии соприкосновения сторон в районе Донецка, Дебальцева и на новоазовском направлении продолжаются боестолкновения. Ни о каком массовом отводе тяжелых вооружений из зоны конфликта пока речи нет. И, судя по заявлению секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александра Турчинова, Киев начинает очередную перегруппировку сил в зоне проведения антитеррористической операции (АТО) и усиливает там «активную оборону позиций».
На военном языке «активная оборона» обозначает ведение боевых действий с превосходящими силами противника с использованием контратак, артобстрелов, заблаговременного выгодного отражения возможных ударов и т.п. То есть ни о каком мирном настрое, судя по словам Турчинова, речи не идет. Почему в Киеве ополчение ДНР и ЛНР считают «превосходящими силами противника», сказать сложно. Трудно представить, что глава СНБО и уж тем более президент Украины Петр Порошенко считают военный потенциал непризнанных республик выше, чем у Вооруженных сил (ВСУ) страны. Ведь еще в среду президент восхвалял боевые подвиги войск, воевавших под Дебальцевом, преподнося факт их окружения, разгрома и бегства как «оперативный успех» по выводу сил ВСУ на заранее подготовленные позиции. Тем не менее что-то похожее на панику в украинском руководстве наблюдается. Подсознательно в Киеве понимают, что в ближайшем будущем они вряд ли одержат какую-то политическую или военную победу над ополченцами, тем более урегулируют имеющийся здесь конфликт.
Согласованный в рамках «нормандской четверки» в Минске новый мирный план, кажется, никто в украинской столице выполнять не хочет. Батальоны Национальной гвардии и их лидеры требуют продолжения войны. А политическая элита пока не решается начать обсуждение новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию, а также придание особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей (территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР).
Пока обсуждаются лишь военные вопросы. В ближайшее время Верховная рада должна внести одобренные на СНБО поправки в Закон «О военном положении» и утвердить обращение Порошенко в ООН и Евросоюз по развертыванию в Украине «операции по поддержанию мира и безопасности». Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин оценивает это как «развал Минских договоренностей».
«Что тут может быть сложного: прекратить в зоне конфликта огонь, отвести основные вооружения на положенные расстояния, и мир воцарится, – рассуждает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – И не надо никаких миротворцев. Ведь есть исторические примеры на этот счет. Скажем, так было в Нагорном Карабахе, когда там таким образом противоборствующие стороны прекратили огонь в 1994 году. И это перемирие худо-бедно осуществляется до сих пор». Миру же на юго-востоке Украины, создается впечатление, мешает партия войны, на которую президент и его окружение или имеют очень незначительное влияние, или же негласно ее поддерживают.
Вчера украинские СМИ со ссылкой на народного депутата, командира добровольческого батальона спецназначения Нацгвардии «Донбасс» Семена Семенченко сообщили, что в стране создан координационный штаб добровольческих батальонов. Главная его цель, по словам Семенченко, –«координация усилий, в частности, для обмена разведданными, разработки планов совместных военных операций и т.п.». Добровольческие отряды требуют смены руководства Генштаба и не намерены поддерживать мирные инициативы по урегулированию конфликта в Донбассе. Они готовы вести боевые действия до победного конца. Не исключено, что именно эти батальоны, действующие в зоне конфликта, и не соблюдают режим прекращения огня, определенный Минскими соглашениями.
Сторонники партии войны есть и в окружении Петра Порошенко. Депутат Верховной рады от партии «Блок Петра Порошенко» Вадим Денисенко заявил вчера, что у Украины не осталось другого выбора, кроме как объявить военное положение. По его словам, военное положение не вводилось потому, что не было договоренности с Международным валютным фондом о предоставлении денег во время военного положения. «На последних переговорах МВФ пообещал, что, несмотря на военное положение, средства будут нам поступать. Поэтому в ближайшее время военное положение в том или ином варианте будет введено», – сказал депутат.
Такие настроения, конечно, находят адекватный ответ у руководства непризнанных республик. На днях глава ДНР Александр Захарченко заявил, что если руководство Украины не будет соблюдать условий Минских договоренностей и не отведет свою военную технику от границ ДНР, «то, разумеется, мы не будем просто стоять и ждать. Мы отобьем у противника Мариуполь, а когда это будет сделано, мы бросим все свои силы на то, чтобы взять Харьков». Глава ДНР добавил, что взятие Харькова в любом случае произойдет, потому что в этом городе находится много людей, желающих «освобождения от оккупантов».