Петр Порошенко считает операцию по отводу военнослужащих из Дебальцева успешной. Фото Reuters
Партия мира одержала временную победу над партией войны в Киеве. Это привело к отступлению украинских войск в Донбассе и к перспективе очередного длительного витка переговоров. При этом украинская власть по-прежнему отказывается от идеи федерализации и от предоставления региону автономии с правами влияния на политику Киева. Позиции ЛНР и ДНР начинают расходиться: Луганск готов рассмотреть варианты существования в составе Украины, а Донецк жестко требует независимого статуса. Россия, как и раньше, официально остается над схваткой. Запад колеблется. Ситуация возвращается в состояние, сложившееся до переговоров Порошенко, Путина, Меркель и Олланда в Минске.
Вчера украинская сторона признала факт отступления с позиций у Дебальцева. Несмотря на объявленное перемирие, бои в этом районе не прекращались и даже активизировались в последние дни. Силы ДНР заранее предупредили о намерении оттеснить украинских военных со своей, как они называют, «внутренней территории». В случае если украинцы не отступят, ополченцы грозили создать котел, в котором, по словам главы ДНР Александра Захарченко, гибель грозила 6–8 тыс. украинских военнослужащих.
Во вторник Захарченко получил легкое ранение в зоне боев у Дебальцева, он был прооперирован и, как ожидается, вскоре снова приступит к командованию. Глава ДНР занимает все более жесткую позицию. Еще месяц назад он заявил, что наступление продолжится до тех пор, пока Украина не признает за ДНР всю территорию Донецкой области. В минувшие выходные он потребовал, чтобы Украина первой начала отвод войск, в противном случае пригрозил взять Мариуполь и дойти до Харькова.
Глава ЛНР Игорь Плотницкий придерживается той же линии, однако формулирует свою позицию мягче. Вчера информагентства обнародовали его заявление: «Будем ли мы в составе Украины? Это будет зависеть от того, какая Украина будет. Та, которая сейчас есть, – нет, мы никогда не будем с такой Украиной в одном составе. Если они проведут те реформы, которые здесь (в подписанном 12 февраля Комплексе мер по выполнению Минских соглашений. – «НГ») записаны, станут другой Украиной – возможно. Посмотрим, чем это закончится».
Плотницкий ссылается на пункт о конституционной реформе в Украине: самопровозглашенные республики надеются, что Киев согласится на федерализацию и предоставление им особого автономного статуса. Президент Петр Порошенко в последние дни несколько раз подчеркнул, что этого не будет. По его словам, украинская власть готова предоставить региону широкие полномочия, но только после того, как под контролем международных наблюдателей в Донбассе будут проведены выборы местных органов власти, подчиненных Киеву. Условием проведения таких выборов украинская власть называет отвод из региона войск и вооружений.
Наиболее жесткую позицию в вопросе Донбасса занимает премьер-министр Арсений Яценюк. В ноябре, когда правительство принимало решение о блокировании социальных выплат на территориях, подконтрольных ЛНР и ДНР, он пояснил, что украинская власть не станет «финансировать терроризм». Яценюк жестко заявил, что Киев не сядет за стол переговоров с теми, кого признали террористами. Вчера на заседании правительства Яценюк поручил заморозить платежи из украинского госбюджета предприятиям, производящим электроэнергию на территориях самопровозглашенных республик (вся электроэнергия в Украине поступает на централизованный энергорынок, который продает ее по усредненным тарифам). «Пока не выяснится, за что мы платим: за электроэнергию, которая поставляется террористам, или за электроэнергию, которая поставляется в Украину, украинским гражданам», – пояснил он.
Поручение Яценюка прозвучало после скандала, выплеснувшегося в СМИ: госпредприятие «Энергорынок» перевело значительные средства на счета компании «Донбассэнерго». Премьер-министр поручил обнародовать данные о суммах, заплаченных Украиной за электроэнергию и газ предприятиям, находящимся в Донбассе. Эксперты не исключают, что после этого возможны кадровые чистки в украинских энергетических ведомствах. На ситуацию в Донбассе и на позицию глав ЛНР и ДНР это не повлияет. Но на украинскую власть может повлиять ситуация, сложившаяся у Дебальцева.
Киев до среды категорически отрицал возможность окружения и заявлял о намерении отстоять украинские позиции в Дебальцеве. Появившиеся во вторник в соцсетях сообщения о котле украинская сторона назвала информационной атакой с целью посеять панику. Тем не менее родственники военнослужащих, находящихся в районе Дебальцева, вечером во вторник организовали несколько акций с требованиями оказать помощь бойцам или обеспечить им безопасный выход из окружения.
С участниками акций встретились представители Генштаба. Им сообщили, что украинские военнослужащие выводятся из опасного района, согласно плану. Минобороны Украины обнародовало свое заявление: «Обращаемся к женам, матерям, близким военнослужащих – относиться с пониманием к происходящему. Призываем не поддаваться на провокации иностранных СМИ и не нагнетать панические настроения в обществе. Руководство принимает меры, чтобы обеспечить безопасность личного состава, часть военнослужащих уже находится в безопасных местах».
Однако родственники заявили, что воинские подразделения выходили из окружения самостоятельно, прорывались с боями. Некоторые пути отступления, как летом у Иловайска, были прицельно обстреляны силами ДНР из танков. Эту информацию подтвердил один из комбатов, избранный депутатом Верховной рады, Семен Семенченко. О числе погибших и попавших в плен вчера не было известно.
По данным украинских СМИ, военное руководство обвинило в панике один из добровольческих батальонов, который начал отступление без приказа. Представитель батальона сообщил, что эти действия были обусловлены отсутствием связи с командованием. В Верховной раде намерены инициировать отставку руководителя Генштаба ВС Украины Виктора Муженко. Члены парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны подозревают его как минимум в некомпетентности. 25 февраля депутаты встретятся с Муженко.
Источник «НГ» отметил, что ответственность за ситуацию у Дебальцева вряд ли может нести начальник Генштаба. По его словам, у военного руководства были связаны руки новыми Минскими соглашениями: «Подкрепления не было, потому что на политическом уровне было принято решение: мы придерживаемся перемирия, отвечаем на огонь теми силами, которые есть, новые не перебрасываем. Противник этим воспользовался».
Вечером во вторник и в среду Порошенко снова проводил телефонные консультации с западными лидерами. В беседе с вице-президентом США Джозефом Байденом он попросил о помощи в укреплении обороноспособности страны. В Киеве ожидали решения Совета Безопасности ООН. В Нью-Йорке представители Украины и отдельных западных стран опять возложили на Россию ответственность за поддержку самопровозглашенных республик, которые не выполняют Минские соглашения. «Соглашения не выполняются, и надежда на мир практически разрушена. Идет возврат к войне и эскалации ситуации», – сказал выступавший от имени Украины Юрий Сергеев.
В то же время стихийные митинги собрались у зданий посольств США и Великобритании в Киеве: украинцы требовали от стран, подписавших Будапештский меморандум, выполнить гарантии и защитить суверенитет и территориальную целостность государства.
Замгоссекретаря США Виктория Нуланд заявила, что ситуация вокруг Дебальцева – «тест относительно того, собираются ли сепаратисты и Россия придерживаться соглашений. Прекращение огня и отвод тяжелого вооружения должны в полной мере касаться Дебальцева, и это должно произойти немедленно, пока не пролилось больше крови». Она потребовала допустить в район наблюдателей ОБСЕ. Вчера в течение дня решался вопрос о доступе миссии ОБСЕ в горячую точку Донбасса. Самой сложной проблемой считалось обеспечение безопасности наблюдателей.
Пресс-центр украинской антитеррористической операции сообщил, что со вторника район находится под обстрелом «Градов», артиллерии и минометов. Силы ДНР вошли в город. Глава специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Эртугрул Апакан заявил: «Я особенно обеспокоен судьбой гражданского населения города. Стороны обязаны строго соблюдать соглашения о прекращении огня».
Вчера в район Дебальцева отправился Порошенко. Он сказал журналистам, что днем в среду из опасного района вышли 80% украинских частей, их отход, по словам главы государства, был «плановым и организованным». Порошенко пояснил, что украинская армия удерживала позиции, поскольку это было «нам очень необходимо в Минске во время переговоров и после Минска: мы смогли продемонстрировать всему миру настоящее лицо бандитов, сепаратистов, поддерживаемых Россией, которая выступила гарантом и непосредственным участником минских переговоров». Украинский лидер назвал ситуацию в районе Дебальцева примером эффективности военного командования и сообщил: «Мы сегодня заняли новые рубежи обороны».
Накануне замглавы президентской администрации Валерий Чалый анонсировал комплекс мер, не перечислив их, но уточнив, что эти меры будут «абсолютно четкими и действенными». Об этом он сказал в интервью программе «Подробности» телеканала «Интер». Чиновник отметил, что принятая Совбезом ООН резолюция позволяет Украине вместе с западными партнерами двигаться дальше: заставить противоположную сторону выполнять Минские соглашения полностью. «Другое дело, что дальше для выполнения необходимы дополнительные мероприятия, и я думаю, что и Европейский союз, и НАТО, и страны Запада должны подумать, какие дальнейшие меры давления на агрессора должны быть приняты», – сказал Чалый.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко сказал «НГ», что резолюция Совбеза ООН, которую так ожидали в Киеве, только подтвердила содержание Минских соглашений. «Еще раз сказано: урегулирование возможно только дипломатическим, а не военным путем. Решение Совбеза ООН стало дополнительной легализацией этого тезиса, которого в Украине придерживается так называемая партия мира. Но есть и партия войны, которая требует идти в бой до победы», – сказал он. Эксперт уточнил, что в лагере украинских «голубей» кроме команды Порошенко находится и «Оппозиционный блок» в Верховной раде. «Ястребов» же, как считается, возглавляет премьер-министр Яценюк, в этом лагере также Радикальная партия Олега Ляшко и часть команды Юлии Тимошенко.
Решение Совбеза ООН фактически усилило позиции Порошенко во внутренней политике. Поэтому ни введение военного положения, ни другие жесткие меры военного характера вчера на заседании Совета нацбезопасности и обороны Украины не прогнозировались. С другой стороны, ситуация, по мнению экспертов, вызывает все большее непонимание и раздражение в обществе. Людям не дали ответа, кто виновен в летних просчетах с Иловайском, кто ответственен за напрасные жертвы при штурме Саур-Могилы и удержании позиций в Донецком аэропорту. Нет пока ответов и на вопросы о ситуации в районе Дебальцева. Рано или поздно команде Порошенко придется дать ответы на эти вопросы.
«Сейчас ничего экстраординарного не произойдет – никаких радикальных решений от СНБО ожидать не стоит. Снова обсудят ситуацию, прозвучат обвинения в адрес ЛНР и ДНР, требования к России. Ситуация возвращается к традиционному обмену ультиматумами», – считает Константин Бондаренко.
Киев