Авторитет первого президента Армении Левона Тер-Петросяна среди граждан страны по-прежнему высок. Фото Reuters
В пятницу во второй половине дня в Ереване на площади Свободы состоится общенациональный митинг, созванный оппозиционными парламентскими партиями Армении. Это решение было принято на встрече лидеров партий «Процветающая Армения» (ПА) Гагика Царукяна, Армянского национального конгресса (АНК) Левона Тер-Петросяна и «Наследие» Раффи Ованнисяна. Цель митинга, по словам его организаторов, – принять план действий по разрешению кризисной ситуации, возникшей между властями и их противниками. Не исключено, что оппозиция потребует проведения досрочных парламентских выборов.
Ситуация в Армении накалялась постепенно и незаметно. Незаметно, потому что большинство встреч видных оппозиционеров между собой, а также с представителями властей происходило кулуарно, и о них было известно узкому кругу доверенных лиц. Некоторые «саммиты» переносились даже за пределы республики. В частности, в начале месяца в Москве одновременно пребывали второй президент Армении Роберт Кочарян, нынешний премьер-министр Овик Абрамян и лидер ПА Гагик Царукян. Впрочем, достоверных сведений о том, состоялась ли их встреча или визиты политиков в Белокаменную просто совпали по времени, тоже нет. Но именно вскоре после возвращения Царукяна в Ереван президент Армении Серж Саргсян обрушился на него с резкой критикой, объявил, что «бизнесмен и политик Царукян стал сущим злом для страны», и отстранил от членства в Совете национальной безопасности под предлогом того, что он часто прогуливает заседания.
О том, что Рубикон перейден, более всего говорит не сама критика и даже не выдворение миллионера из важной структуры, а то, что президент в ходе выступления на заседании совета правящей Республиканской партии «вспомнил» унизительное прозвище Царукяна и крайне уничижительно охарактеризовал интеллектуальные способности лидера «Процветающей Армении». Попутно Серж Саргсян поручил премьеру Овику Абрамяну скрупулезно изучить «налоговую историю» Царукяна, ибо «есть подозрения, что под видом широкой благотворительности этот человек обкрадывал страну, а под предлогом заботы о молодежи лишал армянскую молодежь средств для образования и развития». Пикантность ситуации в том, что Абрамян и Царукян являются близкими родственниками: сын одного женат на дочери другого.
Ход Саргсяна оказался сильным. С одной стороны, он позволит выявить степень верности главы правительства. С другой – может лишить Царукяна иллюзий по поводу наличия в высших эшелонах власти не только близкого родственника, но и сильного политического союзника. А с третьей – предотвратить смуту в верхах, если она назревает, но до сих пор оставалась не замеченной президентской командой. Если же сама проверка подтвердит пробудившиеся подозрения в честности Царукяна-бизнесмена, то можно не сомневаться в том, что у него появятся дела не менее важные, чем финансирование политической оппозиции. И это скорее всего заметно отразится на ее активности.
Сегодня часть армянской общественности склонна обвинять власть в том, что она сама и породила Гагика Царукяна – бизнесмена и политика. Точнее, слепила такового из в меру состоятельного, скромного, добродушного чемпиона мира по армрестлингу. Но это верно лишь отчасти.
«Процветающая Армения» – проект второго президента страны Роберта Кочаряна. Создание этой партии приписывалось его команде в качестве запасной политической площадки, ибо проницательный Роберт Седракович якобы не совсем доверял правящей Республиканской партии и желал иметь совершенно лояльную к своей персоне политическую силу. Царукян не единожды отличился верноподданническими заявлениями, вплоть до того, что после конституционного ухода Кочаряна с поста президента после двух сроков правления и победы Сержа Саргсяна вдруг объявил: «Моим президентом остается Кочарян».
Естественно, такая позиция новому главе государства Саргсяну не могла быть по душе. «Процветающая Армения» (ПА) Царукяна оставалась верной союзницей Республиканской партии, входя вместе с ней в правящую коалицию, но вот сам лидер ПА, судя по всему, все это время пребывал в роли «чужого среди своих» и в поисках большего комфорта, как личного, так и для бизнеса, постепенно сближался с оппозицией.
Трансформацию Царукяна некоторые армянские эксперты склонны приписывать экс-президенту Кочаряну, ряд заявлений которого мог бы свидетельствовать о его готовности вернуться в активную политику, несмотря на то, что сам он категорически отрицал. Но на одном из недавних митингов оппозиции предшественник Кочаряна Левон Тер-Петросян заявил, что Царукян – самостоятельная фигура. Естественно, у Тер-Петросяна были свои резоны для такого объявления: 1 марта 2008 года с его сторонниками, оспаривавшими победу Саргсяна в президентских выборах, силовики расправились именно по команде уходящего президента Кочаряна. И теперь сближение Левона Тер-Петросяна со вторым президентом может быть неправильно понято его сторонниками.
Что именно может произойти на митинге 20 февраля, сказать трудно. Тем более, что на момент подписания номера в печать, стало известно, что мэрия Еревана не разрешила поведения мероприятия на площади Свободы в центре города. Недостатка в предположениях, в том числе подразумевающих самые радикальные силовые сценарии, нет. Еще совсем недавно все прогнозы сводились к тому, что в преддверии 100-летия геноцида армян в Османской Турции, которое масштабно будет отмечаться при широчайшем представительстве зарубежных лидеров 24 апреля, армянские политики воздержатся от эскалации напряженности и перенесут выяснение отношений как минимум на осень нынешнего года. Однако сегодня нельзя исключать, что они изберут иной путь.