Конфликтующие стороны не спешат прятать оружие. Фото Reuters
Сегодня начальники Генеральных штабов Вооруженных сил Украины и России проведут переговоры о прекращении огня в Донбассе начиная с полуночи 15 февраля. После этого начнется процесс отвода тяжелой артиллерии, который продлится две недели. Чуть больше – 19 дней – отведено на освобождение всех пленных.
Перечисленные решения были приняты на переговорах Владимира Путина, Петра Порошенко, Ангелы Меркель и Франсуа Олланда в Минске. В Киеве вчера осторожно комментировали их итоги. Главным положительным результатом считалось то, что украинский президент не уступил в стратегических вопросах вроде статуса Крыма или государственного устройства Украины. Самым негативным моментом эксперты называли тот факт, что российский президент тоже не отошел от своей прежней линии.
Руководитель украинского Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала считает, что неразумно было бы надеяться на то, что российская сторона пойдет на все уступки: «Что, разве кто-то ожидал, что Владимир Путин признает присутствие своих военных в Донбассе или что ДНР и ЛНР управляются Россией? Не думаю, что такие надежды были. Он, как и прогнозировалось, не вышел из тени в этом конфликте. Но теперь на него направлены прожекторы всего мира – это главное, что изменилось». Политолог отметил, что об итогах встречи в Минске можно будет судить через пару недель, когда станет ясно, выполняют ли стороны взятые на себя обязательства. «Договоренность о прекращении огня очень важна, она в интересах Украины, потому что позволяет сохранить жизни, сберечь ресурсы и приступить к реформам внутри страны. Что касается России, то санкции действуют. И могут усилиться, если Минские договоренности будут нарушены», – сказал Бала.
Он считает принципиально важным то, что российской стороне в Минске «не удалось легитимизировать ЛНР и ДНР». Украинская делегация и западные лидеры не сели за стол переговоров с главами самопровозглашенных республик. «Развитие ситуации будет зависеть от многих факторов, включая проведение честных выборов местных органов власти в Донбассе и установление контроля за границей с Россией. Здесь остается еще много вопросов, но первый шаг к их решению сделан», – полагает эксперт.
Президент Украины вчера утром после завершения встречи в Минске уходил из здания последним. Он подошел попрощаться с Александром Лукашенко и в отсутствие рядом журналистов о чем-то пошептался с ним. Порошенко, не спавший две ночи (накануне встречи в Минске, в ночь на среду, он побывал в подвергшемся обстрелу Краматорске), выглядел уставшим. На вопросы Лукашенко он несколько раз покачал головой, после чего крепко обнялся с белорусским лидером и без улыбки прошел мимо журналистов. Из Минска Порошенко отправился в Брюссель на неформальный саммит ЕС.
Позже украинский президент коротко рассказал журналистам, о чем удалось договориться с Владимиром Путиным. По его словам, в Донбассе будет создана 50-километровая буферная зона, после чего должен начаться вывод иностранных войск и подразделений.
Петр Порошенко подчеркнул, что Киев готов провести в Донбассе выборы местных органов власти, которые в будущем получат широкие права. Однако о федерализации Украины и предоставлении автономного статуса региону речь не идет. Кроме того, украинский президент подтвердил, что Киев не намерен садиться за стол переговоров с теми представителями ЛНР и ДНР, которые были избраны на не признанных украинской стороной выборах 2 ноября. Поскольку эти выборы прямо противоречили Минским соглашениям, в Киеве осенью обвинили ЛНР и ДНР в срыве мирного процесса и объявили «террористическими организациями». Эта позиция сохраняется и сейчас.
Военный эксперт, бывший член комитета Верховной рады по вопросам нацбезопасности и обороны Владимир Макиенко считает, что на сегодня конфликт не исчерпан и угроза перерастания его в войну сохраняется, хотя и откладывается. «На будущее нужно быть готовыми к любому сценарию. Украине необходима максимально боеспособная и сильная армия. Это понимают на Западе. Поэтому будут или не будут выполняться новые Минские соглашения, это не повлияет на решения западных партнеров Украины о предоставлении помощи», – сказал он.
Директор информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец считает, что сейчас сложно судить, приведут ли итоги Минских переговоров только к передышке или к стойкому перемирию в Донбассе. «Я, как и многие украинские эксперты, склоняюсь к мнению, что о чем бы мы ни договаривались с Россией, выполнение этих договоренностей должно опираться на фактор силы. Это касается и отвода войск, и контроля за границей», – сказал он «НГ».
Сергей Згурец отметил, что анонсированное прекращение огня – в интересах всех воюющих сторон: «Военный потенциал для продолжения боев есть, но в чем цель этих боев? Очевидно, что российская сторона не заинтересована в том, чтобы открыто использовать регулярные войска для расширения зоны ДНР и ЛНР до границ Донецкой и Луганской областей. У сепаратистов нет возможности самостоятельно выполнить эту задачу. С другой стороны, украинские войска не могут сейчас вытеснить противника с территории Украины и дойти до границы, чтобы установить контроль над ней. Это патовая ситуация. И продолжение боев в таких условиях означало бы только бессмысленные жертвы с обеих сторон».
Военный эксперт опроверг предположения некоторых украинских политологов о том, что президент РФ принял участие в Минской встрече ради того только, чтобы сорвать решение о предоставлении Украине американского оружия. По мнению Згурца, эти два процесса не связаны между собой. Он пояснил, что вопрос о расширении западной военно-технической помощи Украине обсуждается уже более полугода.
«США не приняли окончательного решения о поставках оружия. Сигналы о готовности поступают, однако даже если бы решение было принято, организация таких поставок – длительный процесс. Скажем, распространенное на днях украинскими СМИ сообщение о намерении Вашингтона выделить миллиард долларов на усиление обороноспособности Украины означает, что эти деньги могут поступить в следующем финансовом году. На этот год таких расходов в американском бюджете уже не предусмотрено», – сказал он, уточнив, что украинским военным потребуется еще время для того, чтобы освоить новое оружие и технику иностранного производства. «Быстро могут быть организованы только некоторые виды поставок, а также подготовка трех украинских батальонов американскими инструкторами – она начнется уже в марте», – отметил Згурец.
В Киеве отмечают, что неделю тому назад от Минской встречи ожидали четкого ответа на вопрос, что дальше – мир или война с Россией. Итоги переговоров не позволяют дать однозначный ответ на этот вопрос. Один из экспертов неофициально сказал «НГ», что главный итог Минских переговоров – это новости из России. «Утром, когда Порошенко и Меркель с Олландом отправились в Брюссель, президент РФ дал отмашку на проведение масштабных учений ракетных войск стратегического назначения в 12 регионах РФ, от Москвы до Иркутска. Это – первое. Второе: Россия объявила об отправке очередного гуманитарного конвоя, который, как уже повелось, не подлежит проверке, что позволяет украинской стороне подозревать, что помощь оказывается боевикам ЛНР и ДНР. Третье: только что спикер Совета нацбезопасности и обороны Украины Андрей Лысенко официально сообщил, что в ночь на четверг через пропускной пункт «Изварино» с территории России в Донбасс опять направлено 50 танков, 40 БТР и 40 систем ракетного залпового огня. Вот эти три пункта – ответ на вопрос, чем закончилась встреча в Минске. Нужно готовиться к плохому сценарию», – сказал собеседник «НГ» в Киеве.
Киев