Газопровод в направлении ЕС уже строится. Фото с сайта www.bp.com
Завтра в Баку состоится первое заседание Консультативного совета транснационального проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК). В столицу Азербайджана приглашены высокопоставленные официальные лица из всех стран, участвующих в проекте.
Свое участие в заседании подтвердили министры энергетики Греции, Грузии и Болгарии Панайотис Лафазанис, Кахи Каладзе и Теменужка Петкова, заместитель министра экономического развития Италии Клаудио Де Винченти, а также вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович. Бакинская встреча, как сообщили в пресс-службе Еврокомиссии, – совместная инициатива Азербайджана и ЕС. Она была утверждена в прошлом году вслед за официальной церемонией закладки в Баку «Южного газового коридора».
По «Южному газовому коридору» азербайджанский газ с месторождения «Шахдениз» будет поставляться транзитом через Грузию в Турцию и далее в Европу.
В том мероприятии, как уже писала «НГ», приняли участие президенты Азербайджана и Болгарии Ильхам Алиев и Росен Плевнелиев, премьер-министры Греции, Грузии и Черногории Антонио Самарас, Ираклий Гарибашвили и Мило Джуканович, руководители топливно-энергетических министерств Турции и Албании Танер Йылдыз и Дамиан Гикнури, а также исполнительный директор ВР Роберт Дадли и другие официальные лица.
Открывая церемонию, приуроченную к 20-летию подписания «контракта века» (Азери–Чыраг–Гюнешли), президент Алиев подчеркнул, что закладка этого грандиозного энергетического проекта серьезно повлияет на судьбу многих стран и регион в целом. Те же мысли Ильхам Алиев высказал на днях и в Мюнхене на 51-й Конференции по безопасности.
В ходе обсуждений на тему «Стратегия диверсификации» глава Азербайджана, комментируя завтрашнее заседание Консультативного совета, сказал: «Нам нужны координация и мощная поддержка европейских организаций, чтобы по меньшей мере не терять время на бюрократические процедуры. Я думаю, чтобы оградить этот проект от общих правил и процедур, забирающих порой много времени, должен быть применен специальный подход. При реализации первых проектов, в которых участвовали лишь Азербайджан, Турция и Грузия, у нас была оперативность. В этом проекте также нам нужны оперативность и доверие того же уровня». При этом Ильхам Алиев высказался в том плане, что при цене одного барреля нефти чуть выше 50 долл. устойчивость этого проекта, разумеется, затрудняется с коммерческой точки зрения. Но, несмотря на это, проект должен быть осуществлен.
«К этому проекту нужно подходить как к проекту, служащему национальной безопасности вовлеченных в него стран. Учитывая наши большие запасы газа, мы все еще можем привлечь к этой системе страны, которые не участвуют в проекте «Южного газового коридора», но составляют большую часть проекта Nabucco. Например, раньше Болгария не была членом ТАР, но мы включили ее в нашу команду. Так как эта страна может быть связующим звеном между Грецией–Болгарией или Турцией–Болгарией», – сказал президент.
Следует заметить, что соответствующий договор с Болгарией уже подписан. А это означает, что один член команды Nabucco уже является членом ТАР. В перспективе через территории Румынии, Венгрии и Австрии азербайджанский газ может быть выведен на рынки Центральной Европы.
По мнению местных аналитиков, уверенность Ильхама Алиева в успешной реализации бакинских энергетических проектов, в частности «Южного газового коридора», основан на том, что Азербайджан, обладая солидными запасами углеводородов, является единственным новым и наиболее реальным источником поставок газа на мировые рынки. Все остальные источники известны, и сегодня речь может идти лишь о диверсификации поставок. Однако перспектива использования источников пока не определена и зависит от многих обстоятельств.
Что же касается работ по реализации «Южного газового коридора», то они идут по графику: строительство уже началось, трубы заказаны, подрядчики выбраны. Баку обязался реализовать проект TANAP, являющийся первой частью ЮГК, до 2018 года, а проект ТАР – до 2020 года.
По оценкам специалистов, Азербайджан способен ежегодно поставлять 16 млрд куб. м газа в Европу с последующим увеличением объемов до 20 млрд куб. м. «Но даже эти объемы, – заявил «НГ» руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан, – не составят серьезную конкуренцию российским поставкам». Напомним, «Турецкий поток» (официального названия нет), по которому российский газ будет поступать на границу Турции с ЕС, еще в проекте. Возможные сроки его реализации пока не определены.