Петр Порошенко демонстрировал паспорта якобы российских военных, воевавших в Донбассе, но без доказательств. Фото Reuters
Предпринятый в последние дни Западом рывок в попытке разрешить конфликт в Донбассе, как считают в Киеве, не принес успеха. Стороны только укрепились в своих позициях. Украинская власть и западные лидеры требуют от России оставить в покое Украину. Российская власть отвергает свою причастность к конфликту и предлагает Киеву начать прямой диалог с ЛНР и ДНР. Однако вчера стало известно, что 11 февраля в Минске лидеры ФРГ, Франции, России и Украины обсудят пути урегулирования конфликта на востоке Украины.
Представитель канцлера ФРГ Штеффен Зайберт пояснил, что такое решение было принято по итогам состоявшихся в воскресенье телефонных консультаций руководителей четырех стран.
Когда в четверг канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд экстренно приехали в Киев, некоторые эксперты и СМИ заподозрили, что европейские лидеры привезли в Киев некую версию российского плана, который до сих пор украинская власть отвергала. Ранее украинский политический аналитик Тарас Чорновил рассказал «НГ», что российская сторона настойчиво предлагала Украине федерализацию с предоставлением Донбассу автономного статуса и права влиять на стратегические решения Киева. Кроме того, по его словам, речь шла о том, чтобы Запад гарантировал, что Украина не станет сближаться с НАТО и в будущем не подаст заявку на членство в альянсе. Вопрос Крыма предлагалось вообще не вносить в повестку дня любых переговоров, считая его решенным окончательно.
Источник, близкий к украинской власти, в целом подтвердил перечень условий и сказал, как их оценивают в Киеве: «Россия готова договориться с Западом об урегулировании ситуации в Донбассе, но только в том случае, если Запад признает территорию Украины зоной интересов и сферой влияния Москвы, а Крым – частью территории РФ».
К воскресенью выяснилось, что предложения Меркель и Олланда не отражали российский план урегулирования. Замглавы администрации украинского президента Валерий Чалый заверил журналистов, что лидеры Германии и Франции приезжали не затем, чтобы оказать давление на украинскую власть, а, напротив, для того, чтобы выработать единую позицию с Киевом. «Встреча показала, что мы можем сейчас четко говорить с нашими партнерами о единой позиции. Собственно, с этой позицией они и поехали в Москву (в пятницу. – «НГ»)», – сказал Чалый. По его словам, общая позиция европейских лидеров и украинской власти состоит в требовании неукоснительного выполнения Минских соглашений.
В соглашениях действительно сказано об отводе тяжелых вооружений от линии противостояния (то есть о создании демилитаризованной зоны). Правда, сама линия с сентября изменилась, что вызывает теперь дополнительные споры: ЛНР и ДНР настаивают на сохранении в своем подчинении занятых за последние месяцы территорий, а Украина требует вернуться к сентябрьским позициям.
Второй пункт предложений, озвученный Олландом – о широких полномочиях Донбасса, – тоже прописан в Минских соглашениях. Там речь идет о том, что украинская власть проводит в регионе досрочные выборы местных органов власти, которые будут наделены широкими полномочиями, но не смогут претендовать на независимость, а будут подчинены Киеву. Ранее ЛНР и ДНР отвергли этот пункт, отказавшись проводить запланированные украинской стороной выборы местных органов власти 7 декабря. Вместо этого в самопровозглашенных республиках 2 ноября провели выборы глав и парламентов ЛНР и ДНР.
Российская сторона, официально не признав состоявшиеся выборы, все же рекомендует украинскому правительству сесть за стол переговоров с избранными 2 ноября лидерами республик. Глава МИД РФ Сергей Лавров на Мюнхенской конференции по безопасности заявил: «Мы последовательно выступаем за прекращение боевых действий, отвод тяжелых вооружений, начало прямых переговоров Киева с Донецком и Луганском о конкретных путях восстановления общего экономического, социального и политического пространства в рамках территориальной целостности Украины». Он отметил, что кризис в Украине не может быть урегулирован военным путем, а позиция Запада не способствует диалогу между Киевом и самопровозглашенными республиками.
Президент Украины, выступая в Мюнхене, исключил такие переговоры. Он пояснил, что украинская власть не признает глав ЛНР и ДНР, поскольку не признает результаты выборов, не соответствующих ни украинскому законодательству, ни Минским соглашениям. «Мы никогда не признаем фейковые выборы, состоявшиеся 2 ноября, на которых якобы были избраны так называемые лидеры террористических организаций ДНР и ЛНР. Они несут прямую ответственность за террористические акты», – сказал Порошенко.
Украинский президент заявил, что настроен на мир и готов к перемирию в любое время, но при условии выполнения всеми сторонами Минских соглашений. Он уточнил: «Если речь идет о том, что прекращение огня требует определенной модификации (договоренностей, достигнутых в сентябре. – «НГ»), и если это не противоречит основам Минского меморандума, я думаю, что мы можем об этом договориться». Свое заявление Порошенко адресовал не самопровозглашенным республикам, а России, которую в очередной раз обвинил в агрессии против Украины. Он продемонстрировал десяток военных билетов и паспортов российских военнослужащих, якобы участвовавших в боях в Донбассе. И заявил: «Россия должна подписать перемирие без каких-либо условий. Перемирие в Украине должно быть одним из путей для укрепления стабильности в европейском и международном сообществе».
При соблюдении перечисленных условий украинская власть готова провести референдум, на который будут вынесены вопросы о федеративном или унитарном устройстве государства, о статусе Донбасса, а также о втором государственном языке. Заявив об этом, Петр Порошенко уточнил, что он заранее может предсказать результаты референдума. Ранее украинский лидер отметил, что 85% граждан страны готовы проголосовать за унитарное устройство и один государственный язык. Дело в том, что референдум, необходимость которого обсуждается почти год, согласно украинскому законодательству не может быть проведен в отдельно взятом регионе. Вопросы, связанные с изменениями в Конституции, должны выноситься только на всеукраинский референдум, который и решит судьбу Донбасса. Однако это решение может не устроить часть жителей востока Украины. Эксперты спорят о том, согласятся ли они с решением всей страны или продолжат борьбу за независимость.
Президент Франции, говоря о широкой автономии для Донбасса, тоже коснулся вопроса о настроениях жителей. «Эти люди воевали. Сложно будет заставить их вести обычную жизнь», – сказал он, поясняя необходимость предоставления максимальной самостоятельности региону. Украинские чиновники говорят о том, что самостоятельность Донбасса может быть обеспечена в рамках децентрализации власти, но не может предоставить одному региону права эксклюзивного влияния на политику государства. Президент Порошенко тоже признал, что его беспокоят настроения жителей Донбасса. Он отметил, что Украине предстоит «выиграть самую главную борьбу – борьбу за умы людей, которые будут с нами». И подчеркнул, что сделать это можно только экономическими инструментами, путем реформ, которые приведут к развитию страны.
Вчера верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини поддержала Порошенко: «Мы хотим убедиться, что Украина станет эффективным функционирующим государством. И это будет своеобразной историей успеха». Она отметила, что Украине от Запада потребуется большая помощь. Сейчас в ЕС признают, что украинские реформы требуют и средств, и времени, а экономическая ситуация зависит от развития событий в Донбассе, отмечают эксперты в Киеве. Расхожим мнением в Украине стал тезис о том, что Россия якобы дестабилизирует ситуацию на востоке страны, чтобы ослабить Украину и не позволить ей продвигаться в направлении евроинтеграции. Ради этого, как считают многие украинские эксперты, российская сторона использует ЛНР и ДНР в качестве дестабилизирующего фактора.
Эксперт Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач сказал «НГ», что последний рывок в переговорном процессе вряд ли приведет к успеху, поскольку стороны изначально исходят из разных посылок. «Россия призывает к миру и делает вид, что не имеет отношения к событиям в Донбассе. Западный мир, консолидировавший усилия в последние дни, в очередной раз и очень настойчиво пытается убедить российское руководство в необходимости честно и открыто обсудить ситуацию. Но Россия свою вовлеченность в конфликт не признает. Запад, похоже, не решил, что с этим делать. Но очевидно, что на наших глазах происходит переосмысление, трансформация локального конфликта в Донбассе в глобальный кризис. Кризис доверия. Судя по выступлению вице-президента США Джо Байдена в Мюнхене, существует перспектива пересмотра Западом своей позиции: от бесплодных уговоров и построенных на лжи бесконечных переговоров – к решительным действиям в помощь Украине», – сказал эксперт.
Вчера госсекретарь США Джон Керри на конференции в Мюнхене заявил, что США и ЕС занимают единую позицию относительно ситуации в Украине: «Я хотел бы заверить присутствующих, что между нами нет противоречий. Мы занимаем единую позицию». В то же время информагентства обнародовали заявление советника американского президента по вопросам национальной безопасности Сюзан Райс: «Мы вместе с нашими европейскими союзниками тщательно оцениваем, что будет дальше – в контексте экономического давления и других форм воздействия (на Россию. – «НГ»). Мы уже предоставляем военную помощь Украине. Однако пока не приняли решение о том, чтобы расширить характер этой помощи, включая летальное оружие для обороны». Она отметила, что такое решение может быть принято: «Очевидно, это значительный шаг, и мы хотели бы сделать его в тесном взаимодействии и консультациях с нашими партнерами (по ЕС. – «НГ»)».
Политолог Владимир Горбач сказал «НГ», что украинская власть не пойдет на уступки России в вопросах, связанных с ограничением суверенитета или угрозами территориальной целостности: «Ни по Крыму, ни по Донбассу команда Порошенко не может отойти от своей позиции ни на миллиметр. И Запад нас в этом поддерживает. Олланд и Меркель поговорили с Владимиром Путиным, но, судя по всему, не убедили его. Обама в Москву делить мир на зоны влияния не приедет. Что дальше? Уступки или компромиссы возможны только в тактических вопросах. Что касается стратегии, то она не изменилась, никто не отказывается от своих целей. Поэтому перспектив дипломатического разрешения конфликта, гарантирующего устойчивый мир в Донбассе, пока не видно».
Киев