Таджикский парламент не так сплочен, как кажется. Фото с сайта www.ozodi.org
В Душанбе прибыли два представителя Госдепартамента США – по вопросам Центральной Азии, прав человека и международной религиозной свободы. Эксперты связывают визит американских чиновников с предстоящими 1 марта парламентскими выборами в Таджикистане. В Вашингтоне также обеспокоены сближением Душанбе с Москвой и наметившимся курсом Таджикистана на интеграцию в формате Таможенный союз (ТС) – Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Вопросы двустороннего сотрудничества США и Таджикистана будут обсуждены в ходе визита заместителя помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Даниэла Розенблюма и его коллеги, специалиста по вопросам демократии, прав человека и международной религиозной свободы Стивена Фельдштейна с представителями таджикского правительства и гражданского общества.
По мнению экспертов, основной вопрос, который волнует США, – это сближение Таджикистана с Россией. Москва пообещала переоснастить армию Таджикистана современным оружием, а также оказать помощь в подготовке к вступлению республики в ТС и ЕАЭС. Однако курс, взятый на интеграционные с Россией проекты, считают аналитики британского центра Center for Eurasian Strategic Intelligence (CESI), приведет к резкому росту цен, инфляции, ухудшению социально-экономической ситуации. В рекомендациях аналитики CESI отмечали, что «президенту Эмомали Рахмону необходимо пересмотреть свою внешнюю политику и дальнейший экономический курс, чтобы сохранить стабильность в стране». «Нахождение в зоне влияния России несет основные риски как для политического режима в Таджикистане, так и для общей системы безопасности страны», – говорится в публикации. По мнению аналитиков центра, Душанбе нуждается в сотрудничестве с сильными региональными партнерами и с целью сохранения самостоятельности в определении таможенной политики.
«США раздражает не только сближение Душанбе с Москвой в сфере военно-технического сотрудничества и обеспечения безопасности, но и едва ли не больше – наметившийся, хотя пока и пунктиром, курс Таджикистана на интеграцию в формате ТС–ЕАЭС. Есть все основания полагать, что предстоящие в марте в Таджикистане парламентские выборы могут оказаться идеальным условием для попыток организовать в Таджикистане майдан. Приезд заместителя помощника госсекретаря, курирующего «религиозные свободы», в этом смысле должен весьма настораживать», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его мнению, вопрос религиозной сферы в Таджикистане носит специфический характер, это единственная из республик бывшего СССР и одна из немногих стран в мире, где легально существует исламская партия – Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).
Тем более что в ходе нынешней предвыборной кампании ПИВТ стала основным конкурентом пропрезидентской Народно-демократической партии, имеющей в нижней палате парламента 55 мест из 63. Наблюдатели не исключают, что ПИВТ по итогам голосования может набрать около половины голосов избирателей, тем самым резко изменив сложившийся баланс интересов в законодательном органе. Однако власти страны, чтобы избежать нежелательного сценария, задолго до выборов организовали травлю ПИВТ. Лидер партии Мухиддин Кабири обратился к представителям правоохранительных органов с просьбой не оказывать давления на кандидатов, их доверенных лиц, членов той или иной партии, в том числе ПИВТ. Поскольку противостояние в республике может привести к дестабилизации в стране. «Мы не должны превращать выборы в арену противостояния», – отметил Кабири.
«Давление на ПИВТ и оппозицию в целом, оказываемое режимом Рахмона в предвыборный период, плюс возвращение трудовых мигрантов из России, которые весной масштабно ощутят «прелести» социально-экономической ситуации на родине, близость афганского конфликта и собственный опыт недавней гражданской войны – все это делает шансы на дестабилизацию Таджикистана довольно высокими», – считает Князев.
По мнению эксперта, Таджикистан «важен для создания хаоса в регионе и как площадка подскока в отношении Киргизии и особенно Узбекистана: слухи об очередном потеплении отношений Ташкента и Вашингтона так и остаются слухами, а в Киргизии подготовка к собственному майдану явно идет полным ходом. Выглядеть он может иначе, чем в Украине». «На мой взгляд, здесь будет очень активно использоваться потенциал исламистов-радикалов», – заключил Князев.