Гурбангулы Бердымухамедов ждет сегодня гостя из Москвы.
Фото Reuters |
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по пути из Пекина в Москву сделает сегодня остановку в Ашхабаде. Глава российского внешнеполитического ведомства обсудит с руководством Туркменистана вопросы двусторонних отношений, включая их гуманитарную составляющую. Будет ли на встрече поднят вопрос бипатридов – людей, имеющих двойное гражданство России и Туркменистана, решения которого ждут тысячи человек, – МИД РФ не сообщает.
«В России высоко ценят сотрудничество с Туркменистаном по многим направлениям внешней политики, экономики, гуманитарной сферы. Исходим из того, что визит послужит дальнейшему укреплению традиционно дружественных российско-туркменских отношений», – заявили на Смоленской площади. Эксперты считают, что одним из самых щепетильных вопросов, которые будут обсуждаться на переговорах Сергея Лаврова в Ашхабаде, будет гуманитарный, который остается нерешенным уже второй десяток лет.
Напомним, в 2003 году Москва и Ашхабад подписали соглашение, по которому «Газпром» получил право покупки у «Туркменнефтегаза» природного газа на период до 2028 года до 90 млрд куб. м в год. Одновременно в том же 2003 году был подписан протокол о прекращении действия Соглашения 1993 года (журналисты назвали это сделкой «Газ–люди»), согласно которому Туркменистан в одностороннем порядке прекратил признание двойного гражданства. Однако российское посольство продолжало выдавать российские паспорта и после 2003 года, объясняя это тем, что протокол не был ратифицирован российским парламентом.
Ситуация усугубилась в 2013 году, когда власти Туркменистана под предлогом замены старых загранпаспортов на новые предложили «двойникам» отказаться от российского гражданства. Только после этого между Москвой и Ашхабадом начались переговоры по правам бипатридов. Однако проблема так и остается до конца не решенной к обоюдному удовлетворению, что, похоже, вызывает определенного рода подозрения в истинных намерениях каждой из сторон. «Это, в частности, проявилось в беспокойстве, испытанном в Ашхабаде еще в августе 2008 года, когда там обнаружили решимость Москвы защищать получивших российское гражданство жителей Южной Осетии во время российско-грузинского конфликта. Тогда стало известно о срочно проведенных военных учениях туркменских вооруженных сил в западных регионах страны, призванных, очевидно, показать их боеготовность в случае возникновения форс-мажорных ситуаций», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов. По его словам, война на востоке Украины, «мотивированная российской элитой необходимостью защиты интересов проживающих там русских», также вряд ли способствует доверию Ашхабада к политике Москвы. «Надо ведь понимать, что Туркменистан наряду с Казахстаном – единственные сегодня постсоветские государства к востоку от России, где проживают значительные русскоязычные диаспоры, что заставляет правящие там режимы особенно внимательно относиться к той концепции русского мира, которая сегодня предлагается Москвой постсоветскому пространству», – считает эксперт. Тем не менее, по мнению Дубнова, никаких интервенционистских интенций в российских намерениях по отношению к Туркменистану нет. «И в Ашхабаде это понимают. Поэтому могут упорствовать в своей решимости покончить со своей «пятой колонной», как много лет назвал туркменских русских покойный Сапармурат Туркменбаши Великий», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов.
В числе других тем Сергея Лаврова в Ашхабаде, по сообщению МИД РФ, – ситуация вокруг Афганистана и угрозы проникновения боевиков, которых связывают уже с ИГИЛ, на приграничные территории стран Центральной Азии. Не исключено, что Москва может пообещать помощь в случае ухудшения ситуации. «Одновременно главе российского МИДа, наверное, интересно будет узнать, какого рода помощь в отражении исламистских угроз готовы будут оказать западные партнеры Ашхабада. Ведь Туркменистан, объявивший себя нейтральным государством вместе с соседним Узбекистаном, отказывается сотрудничать с ведомой Россией ОДКБ, но в той или иной степени сотрудничает в военно-технической области с США», – отметил Дубнов. По его мнению, эта тема может оказаться столь же деликатной, как и интерес Москвы к интенсивным усилиям Турции по выстраиванию тюркского союза в треугольнике Азербайджан–Турция–Туркменистан.
На прошлой неделе в туркменской столице состоялась очередная встреча министров иностранных дел трех стран, подписавших Ашхабадскую декларацию. Анкара, по всей видимости, стремится сделать то, что не смогла или не захотела сделать Москва, – помирить Баку и Ашхабад в споре о нефтяных месторождениях на Каспии.
Турция с Азербайджаном демонстративно уговаривают Туркменистан присоединиться к проекту TANAP по транспортировке газа через Турцию на юг Европы, для чего необходимо проложить газопровод по дну Каспия. Это, в свою очередь, вызывало возражения России и Ирана, которые ссылались на неурегулированность статуса Каспия и угрозы его экологии.
Трудно сказать, насколько непротивление Ашхабада этим планам может обеспокоить Москву с тем, чтобы им помешать. Сегодня, когда туркменские власти открыто признают, что денег в казне страны стало гораздо меньше, там особенно дорожат сотрудничеством с «Газпромом», который закупает до 10 млрд куб. м газа в год. Правда, не исключено, что «Газпром» в условиях санкций и очередного кризиса попытается отказаться от туркменского газа. Однако, как сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров, уходить из этой страны совсем было бы большой геополитической ошибкой. Освободившееся место успешно займут другие заинтересованные страны. Впрочем, эксперт не исключает, что цель визита Лаврова – получить новые гарантии туркменского правительства в верности России.