Фото Reuters
Противоборствующие стороны на юго-востоке Украины не готовы прекратить огонь. Об этом говорит провал мирных переговоров в Минске. Мотивация вести боевые действия до победного конца есть как у сторонников ДНР и ЛНР, так и у Киева. Но пока оперативного успеха добилось ополчение, которое пытается полностью окружить группировку Вооруженных сил Украины (ВСУ) под Дебальцевом.
Численность группировки – 7–9 тыс. военнослужащих. Если они попадут в котел, возможен не только серьезный военный, но и морально-политический эффект. Как было после поражения армии Украины в августе 2014 года под Иловайском.
Именно после тех событий, как известно, представители Киева сели за стол переговоров с властями ДНР и ЛНР, прекратив на несколько месяцев активные боевые действия.
Украинские власти согласились тогда с особым статусом непризнанных республик, хотя дальше слов дело не пошло. Мирную передышку президент Украины Петр Порошенко использовал для организации полной блокады районов, занятых ополченцами, перегруппировки войск и подготовки стратегических резервов. В итоге власти непризнанных республик в начале января 2015 года начали наступательные действия раньше украинских войск. И ополченцы до сих пор владеют инициативой и добиваются тактических успехов.
По сообщению штаба ополчения ДНР, вчера продолжались обстрелы западных и северо-западных окраин Донецка. В штабе отмечают активизацию диверсионных групп, которые, мол, из установленных на грузовых «Газелях» и мусоровозах «обстреливают гражданские и военные объекты Донецка».
Что касается Дебальцева, то кольцо вокруг этого важного транспортного узла постепенно сужается. Вчера сообщалось, что полностью очищен от подразделений ВСУ Углегорск, ближайший населенный пункт на запад от Дебальцева. На востоке от этого города ополченцы полностью овладели населенным пунктом Никишино. Бои уже идут и в самом Дебальцеве (на северо-востоке города). То, что Дебальцево частично контролируется силами ополчения, в минувшую субботу подтвердил министр обороны Украины Степан Полторак.
СМИ непризнанных республик утверждают, что вчера из Артемовска в дебальцевский котел на танках и БМП пыталась прорваться колонна ВСУ (около двух рот, около 15 единиц техники), но она была методично расстреляна артиллерией ополчения. Автотрасса, идущая из Дебальцева на север, – это единственная транспортная артерия, соединяющая запертых в котле украинских военных с территорией, контролируемой ВСУ. Но эта трасса почти в упор расстреливается артиллерией ДНР и ЛНР. Заметим, что по экспертным оценкам, силы ополчения и ВСУ, задействованные в операции вокруг Дебальцева, приблизительно равны. Но почему же ополченцы одерживают верх?
Представитель Минобороны провозглашенной Донецкой народной республики Эдуард Басурин связывает это с низким моральным духом украинских военнослужащих, что «выражается в увеличении числа украинских военнослужащих, сложивших оружие и сдавшихся в плен». Нежелание большинства населения быть мобилизованным и идти на войну, а значит, и соответствующие пацифистские настроения в войсках подтвердил в минувшую субботу представитель Генштаба ВСУ Владимир Талалай. На заседании комитета Верховной рады по вопросам нацбезопасности и обороны он признал, что «в ходе четвертой волны мобилизации имеют место проблемы». И проблемы эти Киев решить не может, поскольку мобилизационные ресурсы в стране массово «сбегают за границу».
На днях Петр Порошенко подписал указ, по которому вводятся дополнительные меры по обеспечению проведения мобилизации в 2015 году. Согласно документу, кабинету министров поручено «урегулировать порядок выезда за границу для мужчин призывного возраста». СМИ уже сообщают о трудностях пересечения украинскими мужчинами границы: для свободного выезда из страны им будет нужна справка из военкомата. А в Генштабе Украины заявили, что военные комиссариаты получили распоряжение создавать списки «уклонистов от мобилизации для передачи их в милицию» для организации розыска.
Кроме того, правительство решило материально стимулировать солдат и офицеров, воюющих на юго-востоке. С 1 февраля оно обязалось выплачивать военнослужащим, действующим в зоне так называемой антитеррористической операции денежное довольствие в двукратном размере. А если будет введено военное положение, то – в трехкратном. Плюс каждый украинский солдат, который принимает непосредственное участие в боевых действиях, будет получать дополнительно к месячному денежному содержанию 1000 грн в день. Несложный анализ показывает, что в год на финансирование денежного довольствия группировки численностью в 50 тыс. военнослужащих в зоне АТО и всей армии (остальные 200 тыс.) может уйти до 2 млрд долл., то есть почти 40% всего военного бюджета страны. Заметим, что в большинстве армий на денежное довольствие военнослужащих тратится не более 15% военного бюджета.
Пока же с желанием воюют в Донбассе только добровольцы из националистических организаций. Но и они уже недовольны действиями Порошенко. Командир полка Национальной гвардии «Азов», депутат Рады Андрей Билецкий накануне субботней встречи представителей ДНР, ЛНР и Украины в Минске заявил, что Украина в шаге от капитуляции. «Мы можем заключить еще одно перемирие, прождать два-три месяца и снова получим удар. С новыми стратегическими потерями, поражениями и откусываниями территорий, – говорит Билецкий. – Ни в коем случае не вести переговоры в то время, когда мы получили несколько поражений на северном и донецком направлениях. Потому что эти переговоры будут капитуляцией».
Украинский аналитик Дмитрий Джангиров также уверен, что в случае поражения ВСУ под Дебальцевом капитуляция состоится де-факто. «Понятное дело, что удар по «дебальцевскому карману» планировался не в Луганске и не в Донецке. Это как раз можно назвать операцией «принуждение к миру», – отмечает эксперт. По мнению Джангирова, если Дебальцево окажется в котле, у руководства Украины не будет другого выбора, как соглашаться на условия, которые будут навязаны властями непризнанных республик и Россией.