Фото сайта Совета национальной безопасности и обороны
Вчера в Киеве одобрено решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о создании в зоне конфликта на юго-востоке страны военно-гражданских администраций (ВГА). По официальной версии, Верховная рада вместе с другими вопросами (увеличения гособоронзаказа, корректировки закона о люстрации для работников спецслужб и военнослужащих и т.п.) утвердила такие предложения СНБО от 25 января с.г. в связи с необходимостью укрепления обороноспособности страны.
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что «это позволит решить вопрос отсутствия власти на освобожденных территориях, когда фактически сбежали все избранные депутаты местных советов». По его словам, к ВГА «перейдут все полномочия местного самоуправления до избрания полноправных представительных органов». Таким образом, похоже, Киев решил наконец-то сформировать власть в зоне конфликта. Но запоздалость таких действий очевидна. Как известно, проблемы на юго-востоке страны возникли около 10 месяцев назад, а устранить безвластие там официальный Киев решился только сейчас. Одновременно, кстати, объявив в Донбассе режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Премьер-министр Украины Арсений Яценюк на выездном заседании правительства объяснил такие действия: «Мы должны защитить людей... Это наша ответственность».
Генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который имеет опыт организации с помощью силовых структур органов власти в зоне конфликтов на постсоветском пространстве (Приднестровье и Закавказье), заявил «НГ», что, создав ВГА и введя ЧС, Киев таким образом негласно установил на территориях Донбасса, которые он контролирует, режим военного положения (ВП). «Уже перекрыты практически все транспортные пути, передвижение населения там осуществляется по специальным разрешительным документам. Теперь создали ВГА и ввели режим ЧС. Это не что иное, как негласное установление режима, который действует на войне. Порошенко это сделал, чтобы не дразнить Международный валютный фонд. Ведь в случае его официального заявления решить конфликт в Донбассе силовым путем МВФ не окажет Украине столь необходимую ей финансовую помощь», – полагает эксперт.
Неткачев считает, что вооруженный конфликт на востоке Украины превращается в широкомасштабную войну. И образование военно-административных органов власти на территориях, где массово гибнут люди, – «это давно перезревшее решение». Военные комендатуры (ВК), к примеру, были организованы во многих прифронтовых городах и населенных пунктах непризнанных Донецкой и Луганской народных республик как реакция на военные действия еще в сентябре 2014 года. Сейчас они во многих местах, где ведутся бои, по сути, превратились в основные органы военно-административной власти: организуют питание и жилье для населения, потерявшего кров, раздают гуманитарную помощь, осуществляют патрулирование, охотятся за разведывательно-диверсионными группами противника, ремонтируют объекты ЖКХ и т.п.
«Несколько лет во время проведения контртеррористической операции военные комендатуры, организованные российским Генштабом, действовали во многих районах Чечни. Они подчинялись руководителю Главной военной комендатуры, который выполнял функции руководителя всего конфликтующего региона», – вспоминает военный историк полковник Владимир Попов. По его мнению, это были эффективные органы управления и хозяйствования. И они действовали до тех пор, когда положение в Чечне нормализовалось и были избраны местные органы власти. «Организация в зоне конфликта военных комендатур не была ноу-хау тогдашнего начальника Генштаба Анатолия Квашнина», – говорит эксперт. Военные комендатуры под контролем НКВД действовали в послевоенное время и до конца 40-х годов в некоторых районах Западной Украины, где советская власть боролась с бандеровцами, националистами и другими профашистскими организациями. «И вот теперь, похоже, подобную тактику используют нынешние киевские власти», – уверен Попов.
Украинские СМИ сообщают, что после объявления в стране очередной волны мобилизации многие граждане отказываются идти на военную службу и особенно участвовать в боях в зоне конфликта. По оценкам директора Европейского института политической культуры Александра Булавина, «более миллиона украинцев отказалось от мобилизации». Понимая логику большинства граждан, министр обороны Украины Степан Полторак накануне начала мобилизации заявил, что «в первую очередь отмобилизовать необходимо всех желающих, добровольцев, людей с большим боевым опытом, тех, кто имеет соответствующие воинские специальности».
Нехватка военных профессионалов привела к тому, что вчера украинская Верховная рада разрешила восстанавливать на службе офицеров высшего звена, подвергшихся люстрации. Речь идет о военнослужащих Министерства обороны, Генштаба, Национальной гвардии и Пограничной службы.