0
8755
Газета СНГ Интернет-версия

22.01.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Замороженный конфликт не пустит Украину ни в НАТО, ни в ЕС

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета международной политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: украина, украинский кризис, донбасс, военный конфликт, нато, ес, замороженный конфликт


украина, украинский кризис, донбасс, военный конфликт, нато, ес, замороженный конфликт Фото Reuters

Возобновление военных действий в Донбассе означает серьезный кризис Минского процесса. Минувшей осенью стороны подписали пакет соглашений по прекращению огня. Но попытки провести полноценные переговоры с помощью внешних посредников завершились неудачей. Бои за Донецкий аэропорт и авианалеты украинской авиации на Горловку переросли в масштабные столкновения почти на всей «линии перемирия». Минский график разделения сторон под контролем ОБСЕ, утвержденный 13 ноября 2014 года, оказался сорванным.

Вместе с тем боевые столкновения, при всей их трагичности, носят тактический характер. Киев предпринял безуспешные попытки отбить Донецкий аэропорт и срезать Горловский выступ. Для Новороссии стратегические задачи – отодвинуть позиции от Донецка и, возможно, занять Мариуполь. Обе стороны пока не могут реализовать более масштабные задачи. У Киева нет армии для силового решения конфликта; у Новороссии также нет сил для наступления на областные центры Восточной Украины. Стороны, похоже, решают вопрос о том, по какой линии пройдет размежевание между Украиной и Новороссией: возле Донецка и через Дебальцево или немного западнее – например, за Мариуполем и Краматорском.

Наиболее вероятным выступает замораживание конфликта в Донбассе. Задача ополченцев – принудить Киев подписать работающее соглашение о перемирии, об отводе тяжелой бронетехники и о формировании «коридора безопасности» под международным контролем. Администрация Петра Порошенко пока придерживалась сдвоенной тактики: подписывая подобные соглашения, Киев не спешил с их выполнением. Во-первых, президент Украины опасается бунта радикалов, прежде всего – вернувшихся с фронта частей Нацгвардии. Во-вторых, премьер-министр Арсений Яценюк выступает убежденным сторонником партии войны. Но в случае крупного поражения украинских сил ситуация может измениться. Для Киева станет важным приостановить военные действия на определенном рубеже, чтобы избежать нарастания хаоса.

В пользу будущей попытки заморозить конфликт свидетельствует и сохранение института внешних посредников. Продолжается поиск группы переговорщиков, с которыми смогут вести диалог и Киев, и Новороссия. В июне сложился «нормандский формат»: контактная группа в составе России, Франции, Германии и Украины. Такой вариант не сработал из-за чрезмерной поддержки Берлином политики Порошенко. В декабре была попытка дополнить его «минским форматом» – встречами Порошенко с президентами Белоруссии и Казахстана. Новое перемирие, если оно будет подписано, станет попыткой возобновить диалог с участием группы внешних посредников.

Установление перемирия в Донбассе неизбежно поставит вопрос о формате переговоров Киева с народными республиками. Теоретически здесь возможны два варианта.

Первый – заморозка конфликта по варианту Приднестровья. В этом случае группа внешних посредников и будет определять форму сосуществования Украины и Новороссии. Если на будущих переговорах стороны остановятся на этом варианте, начнется длительный – на много лет – переговорный марафон. В его рамках речь будет вестись о переформатировании Украины либо в федерацию, либо в конфедерацию.

Московский меморандум 1997 года резко отличал приднестровский конфликт от других замороженных конфликтов на территории бывшего СССР. Приднестровская сторона заявила о намерении строить свои отношения с Кишиневом в рамках единого государства (а не создать собственное государство, как Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах). Повесткой переговоров стал, таким образом, не формат будущей молдавской государственности. Возможно, лидеры Украины и Новороссии подпишут некий меморандум о намерении строить отношения в рамках общего государства.

Но для реализации этого плана нужно, чтобы в Киеве ушли из власти радикалы. Этот шаг укладывается в приднестровскую модель: чтобы начались переговоры по конфликту в Приднестровье, со своего поста ушел молдавский президент Мирча Снегур, а на его место пришел более лояльный Петр Лучинский. Можно вспомнить и другой пример. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, чтобы начать после войны тяжелый диалог с Абхазией, убрал из власти в 1993 году тогдашнего министра обороны Грузии генерала Тенгиза Китовани: абхазцы не могли сесть с ним за стол переговоров. В противном случае партия войны может попытаться через некоторое время организовать новое военное наступление.

Второй вариант украинского урегулирования – карабахский. В этом случае также создается группа внешних посредников, которые тяжело и мучительно обсуждают процедуру развода между Украиной и Новороссией. В качестве посредников при таком раскладе может выступить подобие Минской группы ОБСЕ по Карабаху.

Конфликт в Донбассе «подвесил» Украину. Из-за этого замороженного конфликта ее нельзя принять ни в НАТО, ни в партнерство с Евросоюзом. 40-миллионная страна, по сути, начинает повторять судьбу Грузии – страны, находящейся в подвешенном состоянии, – она заявляет о намерении интегрироваться с Западом, но технически не может это сделать. В этом случае повестка всех международных форматов ограничится мониторингом ситуации в Донбассе. Политический процесс оказывается фактически блокированным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1459
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
918
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
656
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
908

Другие новости