Фото Reuters 2012 год
Правительство Белоруссии своим постановлением ввело контроль над ценами и ограничило рентабельность импортеров 3%. В магазинах и аптеках пустеют полки, компании подумывают о переводе бизнеса в соседние страны. Эксперты напоминают, что такие ситуации уже были в Белоруссии, заканчивались они дефицитом товаров и в конечном итоге отменой одиозных решений.
Совместное постановление Минторга и Минэкономики Белоруссии о ценовом регулировании увидело свет поздно вечером в четверг, 15 января. Именно до этого дня действовал предыдущий документ, принятый 19 декабря, который просто запрещал повышать цены. Напомним, потребность в нем возникла по причине того, что в стране произошла 30-процентная девальвация, которую власти не хотели признавать. Поскольку главным следствием обесценивания национальной валюты для населения является рост цен на товары импортные или с импортной составляющей, то правительство не нашло ничего лучшего, чем запретить повышать цены, переложив тем самым тяжесть девальвации на торговлю и производителей.
Местные компании рассчитывали, что 15 января срок действия ограничений закончится, они откорректируют цены и перестанут нести убытки. Однако новый документ объяснил, что повысить цены на импортные товары или импортную составляющую в них можно не на весь процент девальвации, а на 5% меньше, да и то в том случае, если рентабельность продаж падает ниже 3%. Такой уровень взят за ориентир потому, что «реальная средняя рентабельность в стране составляет 2,4%», пояснила журналистам замминистра торговли Ирина Наркевич.
Чиновники также уточнили, что эти меры «направлены на недопущение необоснованного повышения цен» и «поддержку отечественных производителей с импортной составляющей, обеспечение внутреннего рынка товарами местного и импортного производства». Ирина Наркевич заверила журналистов, что это решение обсуждено с бизнесом, имеющийся товар подсчитан, а возможности импортеров работать в таких условиях оценены положительно. «Я хочу поблагодарить предприятия торговли, потому что они законопослушные – они поняли, что нужно в этот момент затянуть пояса. И это большое дело», – сказала она. С заявлением такого же содержания выступил и Минздрав страны – дескать, лекарств достаточно, цены не повысятся, фармацевтические компании обещали.
Однако в кулуарах предприниматели оценивают ситуацию несколько иначе. «Конечно, кто же решится открыто сказать Минторгу или Минздраву, что не будет работать по таким правилам. Разумеется, мы киваем», – поясняют в компаниях. Однако на условиях анонимности представители бизнеса утверждают, что работать в таких условиях не смогут и не станут. «Мы уже понесли большие убытки, но пошли на это из-за ответственности перед персоналом, покупателями и в расчете на временный характер ограничений, – рассказывают в одной из минских аптек. – Пока продаем запасы, но они уже на исходе», – говорит собеседник «НГ», показывая на полки, некоторые из них заполнены одними и теми же препаратами, просто чтобы недостаток ассортимента не бросался в глаза. По его словам, если ситуация не изменится, с рынка придется уходить. Большие супермаркеты еще поддерживают ассортимент, а у более мелких торговцев уже исчезли из продажи традиционно импортные чай и кофе. О том, что запасов хватит не более чем на две–три недели, журналистам сообщили и в одной из крупнейших сетей, торгующих бытовой техникой. «А дальше мы не знаем, что делать. Будем обращаться в Совет министров», – говорит заместитель директора по коммерческим вопросам Сергей Куликов. А директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского Жанна Тарасевич сообщила, что их бизнес-объединение также намерено защищать интересы своих членов и обращаться с письмом в правительство.
В бизнес-сообществе уверены, что постановление в итоге будет отменено. Эксперты вспоминают 2008 год, когда власти попробовали административно ограничить уровень торговой надбавки 30% по всей торговой цепочке. Документ даже не начал действовать из-за нежизнеспособности. Пустые полки белорусы видели и совсем недавно, в 2011 году, когда правительство тоже долго не хотело признавать трехкратную девальвацию и ограничило возможности приобретения иностранной валюты. Подобные ситуации всегда заканчивались одинаково – девальвацию признавали и цены повышались.
«Белорусское правительство своим решением не способно отменить законы экономики», – говорят эксперты. Вчера временность принятых мер фактически подтвердил премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков. «Жесткий контроль над ценами сохранится, но он не будет вечным», – сказал он в интервью местному госканалу. «Рынок изменился, ситуация изменилась, возможности изменились, поэтому всем нужно поджаться. Это необходимо для того, чтобы не было разбалансированности в экономике», – пояснил глава правительства. «Как только будет сформировано понимание и приведены в соответствие потребности с возможностями, естественно, от такого жесткого регулирования мы откажемся», – пообещал глава правительства.
Девальвация в стране случилась на следующий день после того, как президент Александр Лукашенко заявил, что ее не будет и цены не вырастут. Сейчас задача правительства – насколько это возможно развести по времени эти события. В сознании населения за это время должна сформироваться какая-то иная причина экономических проблем. Власть уже работает над этим. «Санкции, контрсанкции, парад девальваций национальных валют у наших соседей, сжатие рынков и обвал мировых цен на нефть. Война в Украине и ряд других негативных факторов. Открытая экономика Беларуси болезненно реагирует на последствия таких событий», – пояснял Лукашенко причины очередных проблем в экономике страны.
Минск