Фото Reuters
Вчера в Москве состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием президентов России, Белоруссии, Казахстана и Армении, в ходе которого в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была принята Киргизия. На очереди Таджикистан. Завершающий этап формирования ЕАЭС проходит на фоне осложнившихся отношений РФ с Западом, Украиной и Белоруссией, что ставит под угрозу срыва запуск ЕАЭС. Назарбаев предпринимает меры для сохранения своего проекта.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не только инициировал создание ЕАЭС, но и взял на себя посредническую миссию в урегулировании войны в Украине, которая негативно отражается на планах старта ЕАЭС.
Санкции против России болезненны, существенно снижают потенциал ЕАЭС и осложняют отношения между союзниками. У Назарбаева есть основания полагать, что интеграционное объединение ЕАЭС может не состояться. Об этом свидетельствует его визит в Киев, где Назарбаев предложил себя в качестве посредника на переговорах в урегулировании украинского кризиса между различными сторонами. Этот диалог ранее он уже начал с европейскими политиками, в частности, договорившись найти компромисс по украинскому вопросу с президентом Франции Франсуа Олландом.
«Нурсултан Назарбаев – влиятельный политик мирового масштаба. Он одинаково легко говорит с Востоком и Западом, его репутация как признанного миротворца и «честного политического брокера» вне подозрений. Он – инициатор и организатор многих важных международных форматов. Кстати, именно Назарбаев силой своего авторитета обеспечил участие влиятельных европейских политиков в переговорах в минском формате. Немаловажно, что к нему прислушиваются в Кремле», – сказал «НГ» директор по международным программам Института национальной стратегии РФ Юрий Солозобов.
Главная задача сейчас, по словам Назарбаева, – остановить войну, укрепить независимость самой Украины, однако для ее восстановления потребуется немало средств. Для этого необходимо вначале решить энергетические проблемы страны. Назарбаев предложил Киеву поставлять уголь из Экибастуза в обмен на продукцию ВПК. Как считает Солозобов, перспективными направлениями для двустороннего украино-казахстанского сотрудничества являются такие области, как ремонт и модернизация авиационной и бронетанковой техники, судостроение, разработка и производство систем и средств ПВО.
По мнению эксперта сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Ивана Ипполитова, переговоры Москвы с Киевом ведутся как через Нурсултана Назарбаева, так и через Александра Лукашенко. «Ни экономический коллапс Украины, ни падение Петра Порошенко невыгодны ни России, ни Белоруссии, ни Казахстану», – сказал «НГ» Ипполитов. Он полагает, что Казахстан, предлагая уголь по бартеру, оказывает не только экономическую поддержку Украине, но и дает шанс на спасение ряда ее самых продвинутых предприятий, не нужных США и ЕС и обреченных на развал.
Как сообщил Порошенко, продукция украинских предприятий, таких как «Турбоатом», «Запорожтрансформатор», «Зоря-Машпроект», будет использоваться для строительства энергетических объемов на территории Казахстана. Мощности украинских строительных компаний будут задействованы при подготовке «Экспо-2017». Не исключено, утверждает информированный источник «НГ» в Астане, что продукция «Зоря-Машпроекта» – монополиста по производству корабельных газотурбинных двигателей – будет идти через Казахстан в Россию. Поскольку у России остались невыполненными оплаченные заказы на строящиеся корабли. Фактически это реэкспорт украинской продукции через Казахстан в РФ.
«Назарбаев помогает России, поскольку кровно заинтересован в жизнеспособности своего детища, неудача с ЕАЭС неизбежно отразится на его политическом имидже не только в Казахстане, но и на международной арене», – сказал «НГ» Юрий Солозобов. В принципе украинский вояж Назарбаева вписывается в сценарий по восстановлению мира на постсоветском пространстве и сохранению создаваемых на его территории интеграционных объединений.
Между тем проблем у ЕАЭС с нового года может добавиться. Армения со 2 января 2015 года становится полноправным членом объединения. Договор о присоединении Киргизии, который президент Алмазбек Атамбаев подписал вчера, может вступить в силу к 1 мая 2015 года. Готовит документы на вступление в союз и Таджикистан.
«В вопросе о вступлении Киргизии в ЕАЭС нужно разделять вступление как стратегию на будущее и ту торопливость, с которой сегодня двигают Бишкек в организацию. В том виде, как это делается, ни Киргизия ничего положительного не добавит ЕАЭС, ни ЕАЭС не сможет дать импульс к позитивному развитию Киргизии. Вступление этой страны в союз может стать лишь катализатором для конфликтных и кризисных ситуаций в республике», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его мнению, за четыре года разговоров о намерении вступить в Таможенный союз (ТС) и затем в ЕАЭС в Киргизии не сделано ничего для подготовки к интеграции. «К моменту подписания договора о вступлении в ЕАЭС ни один таможенный пункт по периметру киргизских границ не приведен к стандартам ТС. Около 1000 км границы с Таджикистаном и Узбекистаном не делимитировано, остаются спорные участки, на которых происходят регулярные конфликты, в том числе военного характера. Контрабанда на южных границах Киргизии – основной источник дохода для огромной части населения, включая госчиновников и политиков. В том числе контрабанда наркотиков из Афганистана, идущих транзитом через Таджикистан. Активность экстремистских и террористических группировок, проникновение их представителей в госструктуры, включая спецслужбы, просто колоссальная. Госструктуры предельно криминализованы. На юге Киргизии в латентной форме продолжается межэтнический конфликт. В республике действуют сильные лобби ряда стран – США, Саудовской Аравии, Турции, Катара. Политическое руководство Киргизии пока, судя по всему, не очень понимает, что вступление в ЕАЭС будет означать и резкое сужение рамок так называемой многовекторности. Сейчас целые структуры внутри силового блока, например, Антитеррористический центр Госкомитета национальной безопасности, финансируются американцами, причем вполне официально. Можно лишь предполагать, что руководство республики рассчитывает переложить эти расходы на Россию. Эти лоббистские круги ждут вступления Киргизии в ЕАЭС как повода для нового витка конфликта внутри республики, например, в ходе предвыборной парламентской кампании. Все эти проблемы автоматически становятся проблемами ЕАЭС – России, Казахстана, Белоруссии», – сказал «НГ» Князев.
Несмотря на то что именно на экономической составляющей настаивали при создании ЕАЭС его участники, в основе союза все же лежит политика. «Не бывает экономики без политики, это аксиома. Любое экономическое взаимодействие рано или поздно требует политической составляющей. Другое дело, что можно в разной степени талантливо (или бездарно) претворять все компоненты интеграционного процесса. Кризис в РФ – продолжение конфликта в Украине, конфликт в Украине – проявление глобальной конкуренции», – считает Александр Князев.
Научный сотрудник МГУ Наталья Харитонова также считает, что «экономический базис в виде единого экономического пространства даже в процессе его формирования потребует надстройки, которая определенно будет носить политический и идеолого-гуманитарный характер. По ее мнению, это неизбежно. «Именно это является основным аргументом противников евразийской интеграции, которые против того, чтобы государства-союзники делились суверенитетом, особенно в политической сфере. А любая интеграция предполагает создание наднациональных структур, в пользу которых государства-участники передают часть этого самого суверенитета», – сказала «НГ» Наталья Харитонова.