В Донбассе пока затишье. Фото Reuters
Контактная группа по урегулированию в Донбассе соберется в Минске в ближайшие дни. Об этом договорились президенты Украины, России, Франции и канцлер Германии. Об их телефонном разговоре сообщила пресс-служба президента Украины. Ситуация с Донбассом меняется. На будущей неделе главы государств намерены подвести первые итоги урегулирования.
По информации пресс-службы Петра Порошенко, собеседники согласились, что в повестку дня встречи в Минске (Украина–ОБСЕ–Россия) необходимо внести вопросы полного прекращения огня, выхода на линию разграничения, предусмотренную Минским меморандумом от 19 сентября, вопросы отвода войск и тяжелых вооружений, освобождения пленных.
В начале недели, сразу после состоявшихся в Риме переговоров главы МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, появились новости об отводе тяжелой техники со стороны самопровозглашенных республик. ОБСЕ со ссылкой на офицеров Совместного украино-российского центра по контролю и координации прекращения огня сообщила: «ЛНР начала отводить тяжелые вооружения между населенными пунктами Трохизбенка и Новокиевка, а ДНР – между населенными пунктами Пищевик и Гранитное». Перестрелки в самопровозглашенных республиках не прекратились, однако интенсивность огня значительно снизилась.
После переговоров американский госсекретарь заметил, что с российской стороны уже делаются конструктивные шаги в направлении урегулирования в Донбассе. Он выразил надежду: «В ближайшие дни мы определим ясный, четкий путь для всех сторон украинского конфликта».
Судя по всему, речь идет о заседании Контактной группы в Минске. Накануне телефонных переговоров лидеров Украины, России, Германии и Франции Лавров сделал программные заявления в интервью телеканалу France24. Он поставил точку в вопросе признания российской стороной легитимности новой украинской власти. «Порошенко – лучший шанс, который в настоящее время есть у Украины», – сказал Лавров. Он сообщил, что у Москвы нет сложностей в контактах ни с президентом Украины, ни с главой МИДа Павлом Климкиным.
Второй важный тезис российского министра касался Крыма. Говоря о безоговорочном признании территориальной целостности Украины, Лавров вынес за скобки этого вопроса принадлежность полуострова: «Это не было исключением, это была воля народа. С российской точки зрения Украина, которую мы сейчас признаем (без Крыма, но с Донбассом. – «НГ»), территориально целостная и должна быть поддержана в этой форме». Что касается Донбасса, Лавров подчеркнул: там «второго Крыма не будет», потому что регион является неотъемлемой частью Украины.
Если в течение 2014 года российский МИД неоднократно рекомендовал Киеву изменить форму государственного устройства и провести федерализацию, то сейчас этот вопрос снят с повестки дня.
Официально в Киеве не отреагировали на слова Лаврова. Политический аналитик, занимающийся проблемами урегулирования в Донбассе, Тарас Чорновил сказал «НГ», что реакции ожидать и не следует. По его мнению, слова российского министра были адресованы в первую очередь Западу и россиянам, а не украинской стороне. «Сейчас речь идет только о минском формате переговоров. А этот формат по определению не способен принимать стратегические решения. В Минске обсуждаются исключительно тактические шаги, направленные на деэскалацию ситуации. Вопрос принадлежности Крыма там рассматриваться не может», – сказал он.
Эксперт отметил, что в Киеве в последнее время говорят о размене принадлежности Крыма на урегулирование в Донбассе, но, как считает Чорновил, безосновательно. «Действительно, если бы мы сейчас заявили, что признаем Крым частью России, российская сторона тут же приложила бы усилия, чтобы вычистить Донбасс, о Новороссии бы забыли. Но мы этого не признаем. Любой украинский политик, рискнувший бы сделать такое заявление (после всего, что произошло в украино-российских отношениях за этот год), тут же получил бы восстание и ушел бы на пенсию. Нужно понимать, что принадлежность Крыма для украинцев после стольких бед и жертв – это вопрос принципа. Кроме того, послушайте, что говорят люди на улицах, – а как же крымские татары, которые имеют право на эту землю? Если раньше этот вопрос мало кого интересовал, то теперь украинцы чувствуют свою ответственность перед крымскими татарами», – сказал Чорновил.
В Киеве считают, что вопрос Крыма сейчас не будет подниматься. Украина готова отложить его на время урегулирования в Донбассе, чтобы затем начать длительные и сложные процедуры в международных инстанциях. «Это затянется на годы. А сейчас нам нужно немедленно прекратить кровопролитие в Донбассе. Все, кто хотел, уже наигрались в ДНР и ЛНР. Хотя Россия, признавая территориальную целостность и унитарное устройство Украины, все же не отказалась от идеи похлопотать об особом статусе Донбасса на будущее. Рамки этого статуса в украинском и российском представлении по-прежнему не совпадают. Но, вполне возможно, на ближайшей встрече в Минске этот вопрос не будет обсуждаться», – сказал Чорновил.
О том, чего хотят самопровозглашенные республики, рассказал на днях в интервью испанской газете Pais один из лидеров ДНР Андрей Пургин. По его словам, ставится задача убедить Россию в том, что Донбасс является частью русского мира. «Мы не можем и не намереваемся существовать без России. Мы отстаиваем нашу местную идентичность, однако она является частью идентичности русского мира. Мы не видим ничего экстраординарного в зависимости от России, мы стремимся к ней и собираемся убедить РФ, что мы являемся ее частью», – передали слова Пургина информагентства. Представитель ДНР заметил, что сейчас самопровозглашенные республики не продвигают этот вопрос, понимая, что Россия не хочет развязать мировую войну. «Все это будет длиться долгие годы», – очертил Пургин перспективу сближения с Россией.
Источник, близкий к украинской власти, сказал «НГ», что в Киеве понимают: решение проблемы Донбасса может затянуться. «Сейчас, думаю, договорятся в Минске о прекращении огня. Но конфликт будет только заморожен, а не разрешен. Допустим, российская сторона, действуя в русле последних заявлений Лаврова, разделит нашу точку зрения: ЛНР и ДНР не существуют, проведенные 2 ноября выборы так называемых глав республик и парламентов нелегитимны. После этого будет принят новый закон об особом статусе, будут проведены выборы местных органов власти по украинскому законодательству. Но что мы получим? Тех же людей с теми же убеждениями на новых должностях. И как только Украина попытается навести порядок в Донбассе – они тут же снова заявят о притеснении русскоязычных и попросят Россию о защите и помощи».
Тарас Чорновил, поясняя, что может подразумеваться под наведением порядка в Донбассе, отметил, что в регионе есть военные формирования, которые никому не подчиняются. «Сейчас они сконцентрированы к юго-востоку от Донецка – по нашим оценкам, 5–6 тыс. человек. Там серая зона: множество относительно мелких групп, воюющих между собой, каждая из которых устанавливает свои порядки на своей территории. Чистый бандитизм. На эти группы никто не имеет влияния. О чем бы ни договорились в Минске – им не указ. Без нейтрализации этих групп невозможно установить контроль над всей территорией Донбасса, сколько бы в России ни говорили о том, что признают территориальную целостность Украины», – отметил Чорновил.
Эксперты в Киеве отмечают, что и настроения части жителей Донбасса, и число не зависимых ни от кого военных формирований не позволяют говорить о скором разрешении конфликта.
Петр Порошенко гарантирует, что украинская сторона будет решать проблему Донбасса исключительно мирным путем. Об этом он заявил во вторник после встречи с верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики Федерикой Могерини. Порошенко подчеркнул, что для него является принципиально важным вопросом восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины: «У нас существует общая договоренность, что мы решаем этот конфликт исключительно на базе моего мирного плана, имплементированного в Минские договоренности, – протокол от 5 сентября и меморандум от 19 сентября».
Могерини, изначально планировавшая свой визит на один день – в понедельник, в Киеве решила остаться еще на день. Уезжая, она сказала, что в вопросе конфликта на востоке ЕС «будет оставаться на стороне Украины». Отвечая на вопросы журналистов, глава европейской дипломатии сказала: «Мы, безусловно, обсуждали проблему Крыма. ЕС подтверждает, что никогда не признает вхождения Крыма в состав России». Однако на этом вопросе на переговорах в Киеве не акцентировали внимание.
Руководитель аналитического центра «Пента» Владимир Фесенко считает, что план действий по выходу из донбасского тупика формируется в эти дни: «Условия переговоров (в Минске. – «НГ») сейчас обсуждаются во всех возможных форматах: между США и Россией, между ЕС и Украиной, а также ЕС и РФ». Вопросы, способные сорвать мирные переговоры, временно выносятся сторонами за скобки, поскольку, как считает эксперт, все непосредственные участники боевых действий в Донбассе устали от войны и экономических проблем. Но они не отказались от своих стратегических планов, поэтому договоренности, которые будут достигнуты в Минске, станут не разрешением конфликта, а передышкой.
Киев