Белорусское мясо так и осталось под запретом в РФ. Фото Reuters
Не дождавшись отмены запрета на продажу в России белорусской мясо-молочной продукции с 17 предприятий, Белоруссия перешла в контрнаступление и запретила продажу у себя российских макарон быстрого приготовления. Эксперты прогнозируют: следующим шагом официального Минска станет крен на Запад, угрожающий запуску проекта «Евразийский экономический союз».
Ответ на российские санкции вчера обнародовала санитарно-эпидемиологическая служба Минска. Главный государственный санитарный врач Игорь Гаевский приостановил обращение на территории страны макарон быстрого приготовления «Золотая лапша», «Лагманпо-дунгански» и «Биг Ланч» производства компании «БиоФуд». В качестве причины названо «несоответствие данных пищевых продуктов нормам национального законодательства... и техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» по микробиологическим показателям. В частности, речь идет о содержании бактерий группы кишечной палочки, дрожжей и плесеней.
В Белоруссии не скрывают, что появление должности главного санитарного врача связано с запретами со стороны России. Первый, пока еще скромный ответ российским контролерам эксперты также склонны связывать именно с этим. Тем более что вчера как раз наступило время Ч. На 15 декабря было намечено «окончательное принятие решения» по поводу «снятия ограничений с белорусских предприятий», о чем в минувшую пятницу сообщил журналистам председатель Экономического совета СНГ, член президиума Совета министров Сергей Румас. Белорусский чиновник жаловался, что «российские ведомства» «затягивают решение вопроса» о полном восстановлении поставок продовольственных товаров из Белоруссии в Россию, несмотря на имеющееся распоряжение первого вице-премьера России Игоря Шувалова. В соответствии с его указанием поставки в полной мере должны были возобновиться еще 11 декабря. Как сообщалось, ограничения коснулись 23 предприятий, однако по состоянию на вчерашний день отменены они были только в отношении 6 компаний.
Кроме того, накануне выходных закончились те самые 10 дней, которые президент Александр Лукашенко отвел правительству на урегулирование проблемы. Он обвинил чиновников в бесхребетности. Правда, при этом Лукашенко не преминул уточнить, что вина все равно всецело лежит на российской стороне.
Белорусский президент пока не ставит союзнице ультиматумов по поводу отказа от интеграционных проектов, однако, по мнению экспертов, явно что-то замышляет. Действия белорусских властей дают основания думать, что вскоре мы будем наблюдать очередной приступ многовекторности официального Минска и его крен в сторону Запада.
Белорусский политолог Валерий Карбалевич обращает внимание на тот факт, что МИД Белоруссии на минувшей неделе пригласил глав дипломатических миссий стран ЕС, чтобы «обменяться мнениями» по поводу «проблемных вопросов в отношениях Республики Беларусь и Российской Федерации, а также по вопросам развития евразийских интеграционных процессов» и важности диалога между Белоруссией и ЕС «в этом контексте». Затем глава белорусского МИДа позвонил европейским коллегам и обсудил с ними эту же тему.
Валерий Карбалевич обращает внимание не только на сами факты подобных встреч и переговоров, но и на желание Минска привлечь к ним как можно больше внимания. «Получается, что Минск пожаловался европейским дипломатам на Россию», – рассуждает политолог. «Впервые после 19 декабря 2010 года (предыдущие президентские выборы в Белоруссии, закончившиеся брутальным разгоном протестующих и массовыми репрессиями. – «НГ») Минск пробует так демонстративно играть на противоречиях между Россией и ЕС, – утверждает он. – Москве показывают: если она не пойдет на уступки, то Белоруссия повернет в сторону Европы».
Одновременно с этим госпропагандисты и чиновники выступают с обличительными комментариями в адрес российских властей, попирающих все интеграционные договоренности. «Та ситуация, которая развивается, противоречит всем нашим юридическим договоренностям. Достаточно напомнить, что главная цель создания нашего союза – обеспечить на его территории свободный рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. В данной ситуации, когда ограничивается движение наших товаров в рамках союза, безусловно, можно сказать, что такая ситуация противоречит всем достигнутым договоренностям», – говорит министр юстиции Олег Слижевский. «Ситуация с запретом на ввоз белорусской продукции в Россию и транзитом товаров санкционного списка не имеет под собой объективных оснований и противоречит существующим партнерским отношениям», – убежден и государственный секретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Межуев. «Действия России в сложившейся ситуации с запретами продукции ряда белорусских предприятий не лучшим образом влияют на отношение белорусского народа к властям восточной соседки», – продолжает тему декан экономического факультета Белорусского государственного университета Михаил Ковалев.
Такая ситуация дает основания экспертам констатировать конец Таможенного союза и крах идеи Евразийского экономического союза. И Таможенный, и Евразийский союзы придуманы Москвой для достижения своих целей, и в них вообще нет никакой экономики, потому все запреты и ограничения – явление вполне нормальное и предсказуемое, считает экономист Михаил Залесский.
«Единое таможенное пространство, действующее с 2012 года, которое должно было стать зоной свободной торговли, так ею и не стало. Потому что такая зона должна предусматривать свободное перемещение капитала, товаров и рабочей силы», – считает Валерий Карбалевич. «Постсоветские лидеры очень спешат с созданием ЕАЭС, ведь и предшествующие межгосударственные образования не стали как следует функционировать», – полагает он.
Минск